Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Дальний Восток – территория невероятных путешествий. Новые возможности для туристов и инвесторов

2 сентября 2021
Дальний Восток – территория невероятных путешествий. Новые возможности для туристов и инвесторов

Ключевые выводы

Дальний Восток — один из самых привлекательных, но при этом недоступных для туристов регионов

«За последние пять лет действительно наблюдается достаточно серьезный интерес со стороны путешественников к данной территории <...> Но, несмотря на то, что это теперь одно из модных направлений, тем не менее, оно не стало массовым. <...> Скорее всего, здесь фактор играет дороговизна и дальность. <...> Весь туристический поток на Дальний Восток, и там еще был кусочек Арктики, он составил всего лишь 11,9% от всего турпотока нашей страны. Для такой огромной территории, которую занимает Дальний Восток, это действительно весьма и весьма маленькая цифра. При этом есть достаточно большой потенциал для того, чтобы данный турпоток расширить <...>», — Сурикова Ольга, директор Налогового и юридического консультирования, КПМГ в СНГ.

«Для нас Дальний Восток — это место силы. <...> Это территория нетронутой природы, и мы с нуля можем создать современные условия в соответствии с требованиями как гостей, так и природы. <...> Это огромный потенциал именно гостей. Сегодняшний турист меняется — люди подрастающего поколения, они уже приезжают за визуальным, они хотят видеть уникальную природу, жить в том месте, откуда ты будешь все это познавать. И это преимущество Дальнего Востока в том числе. <...> Проект в Бурятии является базой для его масштабирования. <...> Нами было сегодня подписано соглашение с Камчаткой о том, что мы также планируем строить объект, с Якутией то же самое, и рассматриваем для себя Сахалин <...>», — Тертычный Александр, генеральный директор ООО «Антерра».

«Мне не хватает 140 километров дорог от Читы до моей деревни . Сейчас он интересен, потому что есть новизна, но если дороги не будет <...> этот проект умрет», — Намдаков Даши, учредитель Фонда содействия развитию культуры и искусства им. Дашинимы Намдакова.

Благодаря господдержке доступность региона повысилась

«Мероприятия, которые сформулированы в рамках нацпроекта по поддержке развития туризма, отдельно рассмотрены в части необходимости поддержки инвестиционной активности крупных инвесторов, средних инвесторов, малые проекты. В прошлом году 25% всех грантов итого пришлось на Дальний Восток», — Лысенкова Елена, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм).

«В прошлом году совместно с TUI были запущены первые чартерные направления на Дальний Восток, позволив туристам не просто с туристическим кэшбэком отправиться, но и получить готовый <...> полностью просчитанный отпуск, и открыть для себя путешествия на Дальний Восток, которые казались многим невозможными», — Лысенкова Елена, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм).

«Благодаря субсидиям Ростуризма, действительно, стоимость пакета на сегодняшний день из Москвы на Дальний Восток сравнима с ценой авиабилета. Мы сегодня можем летать на Сахалин за 35 тысяч рублей с авиабилетом, проживанием и включенными экскурсиями», — Демура Тарас, генеральный директор TUI Россия.

Повышать туристическую привлекательность Дальнего Востока нужно без вреда для природы

«... Дальний Восток — это отдельный манящий бренд, который требует очень бережного и аккуратного подхода. И где сосредоточено при этом сейчас достаточно большое число интересов, инвестиционных интересов, которые смогут преобразить потенциал, сделать его, путешествие, более доступным и интересным, при этом с бережным отношением к тому, что мы здесь имеем. Потому что природа хрупка, ее нужно аккуратно развивать», — Лысенкова Елена, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм).

Проблемы

Сложно комбинировать туры из-за несогласованности авиамаршрутов, при этом добраться до объектов другими видами транспорта нельзя

«Есть очень большой запрос на комбинированные туры <...> Клиенты <...> хотят посмотреть и Камчатку, и Сахалин. <...> сетка маршрутов внутрирегиональных не позволяет удобно стыковать их с чартерами <...> Очень важно, чтобы создаваемая сегодня Дальневосточная авиакомпания <...> понимала это, и взаимодействовала с туроператорами, чтобы мы могли стыковать наши самолеты с их самолетами», — Демура Тарас, генеральный директор TUI Россия.

Устаревшие законодательные нормы создают среду для возникновения конфликтов

«Понятия законодательного „экологический туризм“ не существует в стране. От слова совсем. Владимир Путин в 2019 году дал такое поручение, чтобы это понятие появилось, и все, что связано с этим. То есть должна быть регуляторика определенная — как мы работаем. Потому что сегодня это <...> неурегулированная часть вопроса, которая рождает за собой конфликт, и в рамках этого конфликта нет ни победителей, ни проигравших, потому что территории не развиваются, где-то наоборот они страдают, потому что по-разному все это трактуется», — Козлов Александр, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Недостаток событийных и других привлекающих внимание туристов мероприятий

«Регион имеет недостаток в событийности, <...> которая бы создала некую причину дополнительно обратить внимание на эту территорию <...> Очень сильный запрос — это запрос на круизный туризм. Не хватает путешественникам таких продуктов. Самый главный фактор, который ограничивает путешественников — это <...> отсутствие инфраструктуры», — Сурикова Ольга, директор Налогового и юридического консультирования, КПМГ в СНГ.

Реализовывать туристические проекты — дорого из-за системных проблем региона

«Со стороны государственных органов — полностью поддержка, нет никаких препонов, но ты сталкиваешься с системными проблемами. <...> Если говорить о регионе Дальнего Востока, первое — это дорогое строительство. <...> У нас стоимость инвестиций выросла уже в 1,5 раза <...> Ну и многоступенчатая система согласования, когда мы 3 недели в феврале загружали документацию и ни „айти“, никто не мог помочь, на это ушло время <...> А затяжки на месяц, на два или на три, являются критичными. Из-за дороговизны проектов <...> банки рассматривают проекты как высокорисковые», — Тертычный Александр, генеральный директор ООО «Антерра».

Высокая ставка НДС для туристической отрасли

«У нас на зарубежный туризм <...> ставка НДС — 0%. То есть мы облагаем НДС только доходную ставку, только маржу. Это значит, что российский туризм априори, при прочих равных, на 20% дороже. У нас госполитика вся направлена на развитие и поддержку внутреннего въездного туризма, <...> а мы внутри себя конкурируем между выездным и внутренним», — Демура Тарас, генеральный директор TUI Россия.

Решения

Новый законопроект повысит прозрачность и понятность регуляторных механизмов

«Мы подготовили законопроект, который должен урегулировать понятие экологический туризм. <...> чтобы с января 2022 года Президент Владимир Путин утвердил этот документ, и мы начали работать. <...> На территории всех заповедников <...>, а у нас заповедников на Дальнем Востоке 109, будет запрещено строить капитальные объекты, рубить лес и создавать биосферные полигоны. <...> По механизмам взаимодействия бизнеса и государства в этой теме мы хотим предусмотреть <...> понятную и прозрачную процедуру торгов с инвесторами. <...> В рамках законопроекта нам придется принять порядка 10 нормативно-правовых актов, которые урегулируют многие вопросы, <...> которые не урегулированы в законе. <...> Наша задача — создать тот механизм, чтобы мы не подменяли понятия», — Козлов Александр, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На программы транспортной доступности нужно смотреть не только с точки зрения населения, но и с точки зрения туризма. И наоборот

«Программы, которые формируются, в первую очередь формируются из расчета <...> трафика местного населения. Косвенно берется туристический трафик, а его тоже нужно закладывать для того, чтобы рассчитывать емкость, маршрутную сеть, авиапассажиропоток. <...> Программы поддержки, допустим, лизинга воздушных судов для туристических целей — нет. <...> Мне кажется, что целесообразно <...> посмотреть программы <...> с точки зрения <...> не общей для населения — это рассматривается, а с точки зрения именно туристической. Здесь может быть два направления, даже три: первое — это инфраструктура <...>; второе — это лизинг воздушных судов <...> ; и третье — это субсидирование самой перевозки: стоимости билета, тура и так далее», — Цыденов Алексей, Главa Республики Бурятия.

«Надо относиться к туристическим проектам так же, как и к проектам социальным, с точки зрения обеспечивающей инфраструктуры. Потому что эти дороги нужны не только туристам, но и тому населению, тем людям, которые на этой территории живут, и на соседних территориях проживают», — Бачин Сергей, генеральный директор ООО «Васта Дискавери».

Принятие новых мер поддержки может способствовать развитию туристической отрасли

«Очень важно добиться того, чтобы НДС облагалась только маржа. <...> Это даст космический скачок и буст в развитии внутреннего туризма в первую очередь потому, что упадет на 20% цена», — Демура Тарас, генеральный директор TUI Россия.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org