КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Вопрос ответственности за нанесение вреда экологии и штрафных санкций за него открыт во всем мире, при этом все чаще звучит мысль о введении стимулирующих мер
«Возникает вопрос: кто будет платить по счетам. И вот здесь вступает в действие поправка об углеродных границах. Будет ли платить страна-экспортер или будет платить Европейский союз, и у стран будет выбор: будет ли она устанавливать собственную систему ценообразования на углерод или нет. Иначе возникают две системы по правилам ВТО и другая», основатель, исполнительный директор The European Roundtable on Climate Change and Sustainable Transition (ERCST) Андрей Марку.
«Поэтому вопрос не только в том, кто заплатит, а еще вопрос кому заплатит, потому что действительно финансовые рынки действуют гораздо быстрее. <...> Каждое правительство, будь то Европа, будь то Россия, естественно, будет вводить регулирование. И больше на сегодняшний день у нас звучит, скажем так, в хорошем смысле, карательные меры в виде штрафов, налогов и так далее. Но на самом деле я думаю, что придется очень сильно думать над стимулирующими мерами. <...> Будет необходимо делать некие программы финансирования», заместитель председателя правления «Газпромбанка» (АО) Алексей Матвеев.
«Эффективность рынков, которая не всегда идеальная, как мы знаем, и неэффективность законодательства это тоже нечто, о чем мы должны подумать», основатель, исполнительный директор The European Roundtable on Climate Change and Sustainable Transition (ERCST) Андрей Марку.
«Российская Федерация в ближайшие 30 лет должна быть по выбросам ниже, чем Европейский союз, это мы уже знаем. Мы над этим уже работаем. <...> На сегодняшний день Российская Федерация в общем объеме снизила 41 млрд тонн CO2 в эквиваленте это самый большой показатель в мире, если брать страновые параметры», советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
«У нас будет огромная дискуссия относительно честности и справедливости вопроса [платежей] между разными группами населения: между производителем и потребителем, владельцем зданий и жильцами. Я думаю, что мы должны больше это обсуждать, потому что если мы не придем к решению это также повлияет на отношения между Россией и ЕС», Посол Европейского союза в Российской Федерации Маркус Эдерер.
ПРОБЛЕМЫ
Закрытие рынка не способствует улучшению экологии, вопрос «социальной справедливости» остается открытым
«Рынок Европы закрывается. Это нас огорчает. Почему нас огорчает? Потому что, с одной стороны, Европа нас призывает к амбициозности, но закрытие рынка не способствует глобальному снижению парникового газа», советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
«Есть климатическая справедливость. Возвращаясь к Парижскому соглашению, Парижской конвенции, если вы примените принцип загрязнитель платит, промышленные страны должны платить больше, чем страны, которые не так много выбрасывают CO2. <...> Вопрос, который становится очень важным сегодня, и об этом уже говорилось, это социальная справедливость. Если вы облагаете налогом на выбросы CO2 всех, то больнее всего удар приходится по бедным, по низшим классам и немного по высшим классам», Посол Европейского союза в Российской Федерации Маркус Эдерер.
«Берем смертность. Европа полмиллиона людей теряет в год из-за загрязнения окружающей среды, только воздуха. <...> Китай теряет полтора миллиона человек почти. И это совсем не парниковые газы. <...> Но есть очень большая опасность, что, увлекшись декарбонизацией, мы получим колоссальный ... экономический ущерб который нам остановит экономический рост и экономическое развитие», научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Борис Порфирьев.
«Конечно, нам не удалось избежать экологических проблем прошлого, вот у нас называется круглый стол «Экологические проблемы сегодня, кто заплатит завтра?». Вот нам придется сейчас заплатить за проблемы, созданные еще в советское время. Речь идет о горном металлургическом предприятии, после закрытия которого остались ртутные отходы. И в связи с тем, что вокруг текут реки, и при неблагоприятной ситуации возможно размытие грунта, и у нас в небезопасную ситуацию попадает несколько сел с населением более 30 тысяч Человек«, глава Республики Алтай Олег Хорохордин.
РЕШЕНИЯ
Технологические решения, инвестиции и объединение помогут решить экологические вопросы, стоящие перед Россией и странами Европы
«Объединять усилия Европы и России. Здесь есть место, где мы можем совместно придумывать эти технологии, через разные системы мы можем локализовать производство, мы можем создать совместное предприятие на территории России и других стран. Как раз элемент сотрудничества экологический. Это очень необходимо, на мой взгляд», председатель комитета по энергетике, председатель координационного комитета проекта «Зеленая инициатива» Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) Эрнесто Ферленги.
«Если мы возьмем тонну мусора ТКО на свалке, то она генерит в год миллион [тонн] примерно углекислого газа. Если мы возьмем обработанный мусор, то там остаются только хвосты, которые фактически не генерят выброс этого газа современные полигоны являются технологическими решениями», заместитель председателя комиссии Государственного совета России по направлению «Экология и природные ресурсы», советник генерального директора ППК «Российский экологический оператор» Дмитрий Юрьев.
«Если мы говорим действительно о климате, то для климата имеют значение, прежде всего, накопленные выбросы парниковых газов. Это принципиально. Не достижение пресловутого ноля, а именно накопленные выбросы, которые туда идут. В этом смысле постановка задач Президентом особенно актуальная, и в этой постановке задачи Россия может при, естественно, должных инвестициях, при хорошей инвестиционной программе мы вполне можем этой цели достигнуть, реализовав целый ряд технологических мероприятий, о которых тоже был разговор. Это ровно то технологическое перевооружение и та структурная модернизация, которые нам необходимы», научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Борис Порфирьев.
России необходимо запустить свой углеродный рынок и оставлять средства внутри страны
«На сегодняшний день Российская Федерация, чтобы быть экономически благополучной, должна запустить свой национальный углеродный рынок. У нас его сегодня нет. Есть два пути он должен быть, может быть, обязательным и добровольным. У них [в странах Европы] сейчас идет в совокупности есть обязательные рынки и добровольные. Это абсолютно оправданно и абсолютно правильно. Сейчас, когда мы вступаем на первую ступень всего углеродного регулирования, нам нужно сразу изначально брать во внимание большие, самые высокие требования, самые высокие стандарты, чтобы наши торговая система, наши проекты, наша деятельность, наша углеродная единица, в конечном счете, должны были бы мотивированы, были бы надежными», советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
«Сейчас в рамках поручения Президента Российской Федерации есть задача сделать федеральный проект мониторинга качества окружающей среды. Одним из компонентов этого мониторинга, разработанного ППК РЭО, разработанного Минприроды России, является блок парниковых газов. Вся обобщенная, аккумулированная информация будет собираться в этой системе. Это в принципе позволит в перспективе, значит, зайти подготовленными уже для реализации этого пилота у нас в Российской Федерации», заместитель председателя комиссии Государственного совета России по направлению «Экология и природные ресурсы», советник генерального директора ППК «Российский экологический оператор» Дмитрий Юрьев.
«Деньги, финансовые ресурсы не должны переходить в какие-то другие юрисдикции. Они должны оставаться в стране. <...> Вместе, я считаю, вместе должны работать и правительство, и бизнес. Мы должны реализовывать такие климатические проекты, чтобы посредством этих проектов аккумулированные углеродные единицы обращались во всем мире. При условии, что, как я предлагаю, изначально они должны соответствовать высоким международным стандартам, тогда они будут котироваться во всем мире, тогда они будут востребованы, тогда они будут в ценовом диапазоне, который, в принципе, на сегодняшний день востребован», советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.