КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Университеты претерпевают изменения, но не все к этому готовы
«Мы, конечно же, оставляем большую часть технологий, которые мы брали весь этот год, мы их оставляем в нашей жизни, потому что уже невозможно отгрузить назад ... Университет меняется даже (в плане ред.) пространства ... нужны другие пространства для организации процесса», Дарья Козлова, первый проректор, Университет ИТМО.
«От университета ждут что будет подготовлено достаточно большое количество хорошо обученных и мотивированных делать свою работу выпускников ... Как университет предположительно эту задачу решает? Во-первых, обучает ..., сейчас все в этой области меняется кардинально, я считаю, и становится все очень сложно особенно для университетов, учитывая то, насколько они инертны в смысле каких-то изменений», Андрей Иванов, SVP по инвестициям, исследованиям и обучению, JetBrains.
Недостаток гуманитарного образования в технических специализациях
«Мы, конечно, слишком сильно все технократы и эта технологизация, безумная, она на самом деле, скажет так, растит людей инвалидов в гуманитарном смысле. Надо гораздо больше гуманитарных всяких, общечеловеческих, культурных ... Действительно надо учить и историю, и русский язык, и какие-то общекультурные вещи, и это будет помогать в том числе физике, математике и дальнейшей технологизации», Андрей Иващенко, Председатель совета директоров, ЦВТ «ХимРар».
ПРОБЛЕМЫ
Университеты рассматривают друг друга как соперников, а не как партнеров
«Проблема в том, что университеты соревнуются, университеты не видят себя как партнеров в решении задачи организации оптимальной образовательной траектории для каждого студента», Андрей Иванов, SVP по инвестициям, исследованиям и обучению, JetBrains.
Нехватка квалифицированных выпускников и преподавателей
«Давайте немножко про цифры поговорим. Вот сколько вы выпускаете версус сколько стране нужно. Это, конечно, просто гигантское несоответствие ... В общем, это мировая проблема, сейчас не хватает специалистов с продвинутыми серьезными цифровыми навыками по всему миру ... А система образования то медленно движется. И с другой стороны, а кто будут те преподаватели, которые ... обучат всех нужных нам людей », - Юлия Чупина, Cтарший вице-президент, Сбербанк.
Трудность в определении траектории обучения учениками
«Система образования устроена так, когда у человека много времени для того, чтобы учиться он понятия не имеет, чего он хочет. У нас начинают ограничивать вектор развития ученика в пятом классе: если ты не пошел в пятом классе в физмат-кружок, то шансы, что ты потом поступишь в ФизТех уже у тебя понизились. Откуда он знает в пятом классе, хочет ли он в физмат-кружок?», Андрей Иванов, SVP по инвестициям, исследованиям и обучению, JetBrains.
РЕШЕНИЯ
Индивидуальная траектория обучения и междисциплинарность
«Модная тенденция, о которой много где говорят это индивидуальная образовательная траектория, это попытка найти для каждого студента его оптимальный путь», Андрей Иванов, SVP по инвестициям, исследованиям и обучению, JetBrains.
«Еще один важный аспект университета ... университета будущего это интердисциплинарность и перемешивание. ... Надо придумывать механизмы которые позволят студентам встретиться (физикам с биологами, программистами), перемешаться в общем проекте, а главное вообще усомниться «а там ли я?», Дарья Козлова, первый проректор, Университет ИТМО.
Взаимодействие ВУЗов и бизнеса
«Мы абсолютно точно в ИТМО делаем ставку на кооперацию, ... а не на конкуренцию ... Причем кооперация должна быть не только межвузовская, но и, понятно, с не академическими, с компаниями и так далее», Дарья Козлова, первый проректор, Университет ИТМО.
«С одной стороны, команды университетов должны знать, что сотрудничать с бизнесом это хорошо, это не отвлекает от научной деятельности, а добавляет практики в их работу. Их студенты могут посмотреть, что такое бизнес и, с одной стороны, помочь нам решить какую-то проблему, с другой стороны, задуматься, куда они хотят пойти, может сделать какой-то стартап. Желательно, чтобы была какая-то централизованная платформа ... и чтобы эта связка с грантами, финансированием работала хорошо, ну а с другой стороны кто-то должен продолжать лоббировать регуляторику», Юлия Чупина, Cтарший вице-президент, Сбербанк.
«Дальше следующим этапом то, что мы называем long-life learning, это должно быть не только для индивидов, это должно быть в принципе для компаний ... Нужно помогать компаниям обретать те знания и навыки, которые им помогают развиваться», Наталья Попова, Первый заместитель генерального директора, Иннопрактика.
Налаживание контакта профессор-ученик
«Очень важен тезис, который не всегда есть в российских вузах, но по крайней мере, за который мы сильно ратуем в ИТМО это каждый равен профессору. считаю нам надо больше и больше делать горизонтальных связей, студент должен иметь возможность подойти к профессору и с ним поговорить, взять совет. Для этого должны быть среда и условия», Дарья Козлова, первый проректор, Университет ИТМО.