Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Большие вызовы — новые партнерства: как развивать союз науки и общества

4 июня 2021
Большие вызовы — новые партнерства: как развивать союз науки и общества

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Интерес россиян к науке заметен, у людей есть ожидания от нее

«Когда начался Год науки, мы просили сделать социологический опрос. Спросили, хотели бы или не хотели, чтобы ваши дети выбрали работу в науке. Большая часть респондентов хотят, чтобы их дети ушли в науку. Такого не было ни в Советском Союзе, ни в современной России, никогда. <...> Это значит, что наука не является чем-то далеким», — помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко.

«Самое опасное — то, что родители говорят детям в семьях: „Не иди в науку, не будешь деньги зарабатывать“, как это было в 90-х годах. Из этого опроса следует вывод, что так не говорят, значит, у детей больше свободы. Просто то счастье, что теперь мамы не говорят дочкам, папы не говорят сыновьям, что в науку идти не стоит, — это само по себе уже громадный скачок вперед», — генеральный директор, HR-директор Яндекса в России Елена Бунина.

«Сегодня у нас период в стране абсолютно такой же яркий, многообещающий, как был в 60–70-е годы, потому что страна как бы на подъеме, на развороте», — президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.

ПРОБЛЕМЫ

У науки существуют трудности в коммуникации с обществом и бизнесом

«У нас есть проблема коммуникации с обществом, лежащая на поверхности. Российская наука первой создала одну из лучших в мире вакцин против коронавируса. Но я посмотрел позавчера рейтинг стран по уровню вакцинации — мы находимся на 70-м месте. Это очевидная проблема коммуникации с обществом», — президент Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук Александр Дынкин.

«Мы не можем определить из своих интересов приоритеты для науки, если мы рассматриваем науку как составной инструмент развития общества. Мы не видим всей полноты картины. Мы можем проивестировать, конечно, в те направления, которые нужны нам для ведения нашего бизнеса, что мы и делаем. Но они не складываются в общую картину и полностью эту картину не создают», — председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов.

РЕШЕНИЯ

Диалог науки и общества возможен благодаря понятному языку и осознанию пользы

«Когда мы выстраиваем коммуникацию с обществом, надо начинать с базовых потребностей человека. Надо объяснять, что наука вас защищает, наука вас лечит, кормит, обогревает, учит. А мы начинаем в такой логике — линейные инновационные модели, прикладные разработки, только в конце продукты и услуги. Надо начинать с конца, тогда коммуникация будет более успешна», — президент Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук Александр Дынкин.

«Конечный продукт завтрашней продуктовой линейки — сублимированное знание. <...> Мы переходим жить в общество, которое будет сублимацией научного знания. Отсюда вывод: надо резко поднять уровень общества с точки зрения научной грамотности», — президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.

«Мы смотрим, что сделать для того, чтобы как можно больше студентов и школьников пришли и стали исследователями. Королевского решения нет. <...> Надо, видимо, работать над контентом — делать сам язык доступным и работать над интерфейсами», — Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

«Мы, как объединение имени Гельмгольца, чтобы люди не потерялись в этих технологиях, мы развиваем направление ситизен-сайнс. Приглашаем общество, людей принять участие в исследовательской работе. Думаю, это будет трендом XXI века, потому что рынок труда очень скоро изменится, и нам нужно будет как-то людей занимать», — глава представительства Helmholtz Association в России Елена Еременко.

В вопросе заказа на научные разработки ключевую роль должно играть государство, а бизнес — решать свои локальные задачи

«Идет революционный процесс конвергенции, сближения дисциплин. Это и естественная логика развития науки, она важная, но не может формулировать задачи науки. Есть бизнес, он может формулировать частный вопрос, но не может глобально формировать глобальный запрос. <...> Главным заказчиком является государство, но оно не должно быть монопольным заказчиком, оно должно быть дирижером и гармонизатором этих процессов», — президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.

«Сейчас такое время, когда необходимо создавать новые форматы научных институтов, центров, которые будут быстро реагировать на те вызовы, который ставит перед нами время. Мы планируем на основе Института Дальнего Востока РАН создать то, что называется „синктенк“, или „мозговой центр“. Это один из способов сблизить и бизнес, и государство, и научное сообщество, и общество в целом. Именно они позволяют отвечать на три основных вызова: оседлание потоков информации, которые у нас у всех зашкаливают, выработку оперативных быстрых решений по тем или иным вопросом и трансляцию национальных интересов, их укрепление за рубежом», — заместитель директора Института Дальнего Востока Российской академии наук (ИДВ РАН) Кирилл Бабаев.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org