Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Участники Форума Креативного Бизнеса оценили способность России стать лидером креативных индустрий

5 июня 2021
Участники Форума Креативного Бизнеса оценили способность России стать лидером креативных индустрий

Итоги Форума Креативного Бизнеса, который впервые состоялся на Петербургском международном экономическом форуме, подвели в рамках мероприятия в формате World Café «Креативные индустрии — вектор прорыва».

В непринужденной, располагающей к дискуссии атмосфере собрались представители делового сообщества, власти и креативного сектора, чтобы ответить на вопросы, способна ли Россия занять лидирующее место в креативных индустриях в мире и что для этого необходимо.

Ответ на первый вопрос оказался довольно единодушным. По итогам электронного голосования 72% собравшихся заявили, что Россия однозначно или с большой долей вероятности может претендовать на статус мирового креативного лидера. В качестве предпосылок для этого были названы достижения в кино, анимации и ИТ (включая искусственный интеллект, предиктивную аналитику и облачные решения), а также в промышленном дизайне и классическом искусстве, особенно в музыке и балете. Сильными сторонами россиян являются умение мыслить нестандартно, out of the box, а также хорошее образование.

О роли государственных институтов в формировании креативных индустрий высказался начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков. По его словам, данную поддержку следует осуществлять через специальные институты развития, а коммерческие проекты, получающие финансирование, должны иметь четкие KPI.

Присутствовавший на встрече Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков отметил: «Высшее образование меняется под запросы креативных индустрий, которые становятся важной частью экономики. Даже если человек идет в технические специальности, должен быть очень серьезный гуманитарный блок, и в хороших вузах он присутствует. Потому что креативность — это творческое начало, это признак самостоятельности. Если университет не дает соответствующих компетенций, нельзя назвать это полноценным высшим образованием».

Со своей стороны Министр просвещения России Сергей Кравцов подчеркнул, что воспитывать креативность необходимо начиная с детства, со школьной скамьи, ведь именно в это время люди особенно открыты для всего нового.

Руководитель Московского центра урбанистики Сергей Капков, который в том числе выступил инициатором экспертной сессии, обратил внимание, что в последнее время все важнее для экономики становится принцип created in в противовес главенствовавшему ранее made in: «Рынок будет производить там, где выгоднее, но сейчас важно, где придуман продукт».

Данное утверждение вызвало полемику со стороны заместителя Министра промышленности и торговли России Гульназ Кадыровой, которая на государственном уровне курирует развитие такой отрасли креативных индустрий, как народные художественные промыслы. По ее словам, важно, чтобы прибавочная стоимость, полученная при производстве креативного продукта, оставалась в стране и работала на развитие конкретных территорий, где живут и трудятся мастера.

Роль человека в креативной экономике стала отдельной темой дискуссии. «Мы много лет занимаемся поддержкой молодых людей, которые создают искусство, а недавно занялись также развитием креативных кластеров. И для меня креативные индустрии — это люди, способные создавать идеи, новое», — выразила общее мнение Софья Троценко, основатель Центра современного искусства Винзавод.

Владимир Соловьев, основатель и управляющий партнер консалтинговой компании EVERYCO, выступил модератором мозгового штурма, в ходе которого участники сессии определили условия для креативного прорыва:

· создание системы господдержки во главе с единым агентством, которое курирует работу остальных организаций;

· способность быстро рассказывать о своих достижениях (elevator pitch) и масштабировать идеи;

· поощрение креативности с самого рождения и на всех уровнях образования ребенка;

· увеличение количества женщин во власти, поскольку они намного больше эмпатичны;

· создание безопасной среды;

· интеграция науки и бизнеса;

· кросс-функциональность команд из различных отраслей;

· стимулирование экспорта креативных продуктов.

В качестве перспективных направлений прорыва были названы:

· создание новых материалов с широким спектром применения — от модной индустрии до оборонной промышленности и медицины;

· VR-технологии и искусственный интеллект;

· игровая индустрия (гейминг);

· туризм и инфраструктура гостеприимства;

· гастрономия за счет большого числа многонациональных кухонь на территории России.

«Наша задача — организовать диалог, свести представителей бизнеса, власти и креативного сообщества. Создать ту энергию, из которой произрастают существующие креативные индустрии и те, которых, возможно, даже еще нет», — резюмировала Елена Маринина, директор Форума Креативного Бизнеса.

По итогам Форума будет сформирован меморандум, объединяющий главные тренды и перспективы развития креативных индустрий в России.