КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Для определения устойчивости системы здравоохранения нужна многофакторная модель
«Все развитые страны действовали в единой парадигме это знание и управление, оперативное управление и понимание, что происходит. То, с чем мы столкнулись, система сбора информации, неважно: о заболевших, о госпитализированных, о неблагоприятных исходах или какая-либо другая. <...> Все это нужно учитывать необходима многофакторная модель. Мы не можем быть в парадигме одного результата, мы должны учитывать значительно больше», Михаил Мурашко, Министр здравоохранения Российской Федерации.
«Мы пытались понять, как сделать системы здравоохранения более устойчивыми и более сильными в условиях кризиса. Получили три ответа. Во-первых, нужно знание, во-вторых, согласие о том, что такое устойчивость. И третье это действие, которым нужно руководствоваться, чтобы добиться этой цели», Джордж Уортон, профессор, Лондонская экономическая школа.
В системе здравоохранения необходимо использовать инструменты цифровизации, в том числе для информирования населения
«Информатизация и цифровизация подчас нужна не только потому что это нам упростит процесс [работы]. Мы уже давно поняли, что она не упрощает нашу жизнь, она ее сделает более прозрачной и эффективной», Михаил Мурашко, Министр здравоохранения Российской Федерации.
«Нужно использовать максимальным образом имеющиеся технологии. Цифровые технологии претерпели революционный прорыв в связи с распространением коронавируса. Индия является одной из ведущих стран мира по использованию цифровых технологий для отслеживания распространения эпидемии, распространения вакцинации. <...> Быстрая адаптивность, информирование общественности и другие меры в системе здравоохранения, которые могут оказать помощь максимальному количеству людей, вот что мы поняли», Венкатеш Варма Датла Бала, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Российской Федерации.
ПРОБЛЕМЫ
Недофинансирование, нехватка квалифицированный кадров и неподготовленность к глобальным чрезвычайным ситуациям основные проблемы систем здравоохранения мира
«Мы смотрим, как система здравоохранения встроена в саму систему существования, деятельности общества. Особенно в ситуации, похожей на пандемию 2020 года. Что же мы обнаружили? В общем, ничего удивительного, сенсационного. В целом системы здравоохранения проявили недостаток подготовленности, тенденцию к недофинасированию. Система здравоохранения рассматривается как центр затрат, а не как центр инвестиций. <...> Следующе направление сложности в развитии кадров», Джордж Уортон, профессор, Лондонская экономическая школа.
«Нам нужно увеличивать финансирование и наши мощности. <...> Мы рассчитали минимум 5% валового внутреннего продукта (необходимо для достаточного финансирования. Ред.). Сколько мы сейчас финансируем в российскую систему здравоохранения? В связи с COVID-19 3,5%. В 1,5 раза меньше, чем надо. И при этом еще справляемся. Но это не значит, что мы и дальше будем на себе тащить эту ношу», Гузель Улумбекова, руководитель, Высшая школа организации и управления здравоохранением.
РЕШЕНИЯ
Для преодоления кризисов, подобных пандемии, странам мира необходимо действовать сообща
«Важным фактором было признано международное сотрудничество и обмен опытом, знаниями. <...> Нужно договориться о терминах, о том, как изменять это состояние (устойчивость системы здравоохранения. Ред.). Нужно договорится об общем языке, это очень полезно для любого исследования», Джордж Уортон, профессор, Лондонская экономическая школа.
«Как мы сможем сделать наши системы здравоохранения устойчивыми? Первое мы должны действовать сообща. Мы не можем делать в одиночку, необходимо, чтобы была помощь извне. Мы закрыли границы и приняли определенные политические меры, мы создали панъевропейскую комиссию, которая могла бы разрабатывать ответные меры. <...> Необходимо, чтобы была возможность в такие сложные, практически военные времена налаживать контакты и диалог с точки зрения разработки вакцин», Ханс Хенри П. Клюге, директор, Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.
«Мы видим, что половина компаний хотят нанимать людей, который верят в перспективу российского рынка. <...> Мне не нравится, что многие страны были склонны к ковидному национализму каждый за себя. Но вирус же не спрашивает, ты американец, немец или русский. Мы должны работать вместе», Маттиас Шепп, председатель правления, Российско-германская внешнеторговая палата; глава представительства немецкой экономики в Российской Федерации.
Усиление автономности фармацевтической промышленности стран мира, создание резерва препаратов и повышение доступности лекарств для населения
«Также необходимо обеспечить лекарственную безопасность. Мы зависим от стран, которые находятся за пределами панъевропейского союза, нам необходимо стать более автономными в производстве лекарств и обеспечении лекарственной безопасности», Ханс Хенри П. Клюге, директор, Европейское региональное бюро Всемирная организация здравоохранения.
«Движемся мы в правильном направлении, но двигаться нужно еще дальше, еще быстрее. Доступность инновационных средств должна быть обеспечена как мерами законодательного характера, так и финансового. Речь идет не только о фармацевтической продукции, это целая экосистема. <...> Под влиянием пандемии пациенты сталкиваются с большими трудностями, они не могут продолжить лечение, получить доступ к необходимым лекарствам и процедурам», Аскар Рангунвала, управляющий директор по развивающимся рынкам региона ЕМЕА, Janssen, фармацевтические компании Johnson & Johnson.
«Производство фармацевтической продукции в глобальной перспективе не должно быть проблемой. Поставки медикаментов необходимо сделать непрерывными. Однако, что важно обеспечить, это справедливое распределение лекарств во времена кризиса, когда в каждой стране есть нужда в медикаментах, когда растет заболеваемость. Необходимо обеспечить свои резервы», Питер Гольдшмидт, генеральный директор, STADA Arzneimittel AG.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.