Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

2021 – год креативной экономики в мире. Как скоро человеческий капитал заменит нефть?

3 июня 2021
2021 – год креативной экономики в мире. Как скоро человеческий капитал заменит нефть?

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Креативность уже преобладает над ресурсной экономикой

«Если прямо отвечать на вопрос, как скоро человеческий капитал заменит нефть, то можно сказать, что человеческий капитал уже давно нефть заменил. Потому что и Президент говорит об этом, и члены Правительства об этом постоянно говорят: о том, что в России важны не природные ресурсы, не нефть и газ, а люди — это самый главный капитал, который есть в Российской Федерации», — Сергей Новиков, начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.

«Креативность, мне кажется, — это про преодоление границы, про способность смотреть выше того, что есть перед глазами», — Тереза Иароччи Мавика, генеральный директор, Фонд V—A—C.

«Мы должны понимать и знать, что такое креативность, как это работает, что такое креативность. <...> Речь идет о том, что это базис культуры. Креативность — это то, чему стоит себя посвящать, и это свойство человека и культуры сообщества в целом», — Штефан Кляйн, физик, профессор, Берлинский университет искусств.

«Наступает новая эра. Удивительно — время инноваций, изобретений, и в следующие несколько десятилетий все поменяется: как мы путешествуем, как мы общаемся, как мы лечим людей, как мы обмениваемся идеями и так далее», — Чарльз Хендри, президент, консультативный совет, Российско-британская торговая палата (РБТП).

«Очень много креативного есть в нейронауках, которые имеют относительно короткую историю развития. То есть какие-то открытия в нейронауках начали делаться только в начале прошлого века. Но с той поры началось бурное развитие нейронаук, и сейчас они развиваются очень быстро, и мы узнаем все больше-больше-больше и больше. Здесь я бы хотел отметить такую креативную область — это область нейроинтерфейсов. <...> Нейроинтерфейс — это попытка соединения мозга человека с каким-то внешним устройством», — Михаил Лебедев, профессор, Сколтех.

ПРОБЛЕМЫ

Человечеству необходимы стратегии развития в условиях креативной экономики

«Мы говорим о четвертой промышленной революции. В будущем, с дальнейшим развитием машинного обучения, людям придется конкурировать с машинами за какую-то роль в мире. Чем мы будем отличаться?» — Жан-Клод Кнебелер, руководитель направления по устойчивому развитию, Центр международных и сравнительно-правовых исследований (ICLRC).

«В современном мире креативная экономика составляет больше 2 трлн долларов, создает 30 млн рабочих мест, и нельзя ей пренебрегать. Это значительная часть мировой экономики. <...> Нужно планировать какие-то стратегии на будущее, чтобы наше общество развивалось», — Жан-Клод Кнебелер, руководитель направления по устойчивому развитию, Центр международных и сравнительно-правовых исследований (ICLRC).

«Мы сталкиваемся со сложной задачей: политика разделяет людей, а у нас и так уже мир слишком разделен. Поэтому мы движемся в неправильном направлении. Как выстроить мосты между людьми? Мы должны находить новые пути, выстраивать эти мосты», — Чарльз Хендри, президент, консультативный совет, Российско-британская торговая палата (РБТП).

РЕШЕНИЯ

Обмен мнениями и обсуждения для реализации креативных идей

«Мои коллеги уже говорили, что творческий подход не может существовать отдельно, как творческий остров, должен быть обмен. Нужны дебаты, обсуждения идей, нужны игры. Игры важны не только для детей, но мы, взрослые, тоже играем в игры, но не всегда это осознаем. <...> И когда мы делимся через границы — это еще важнее», — Жан-Клод Кнебелер, руководитель направления по устойчивому развитию, Центр международных и сравнительно-правовых исследований (ICLRC).

«Задумывались долгое время о том, что креативные процессы проходят в мозгу людей, которые особо одарены. Вот гениальные умы — в них креативные идеи рождаются. Но сегодня мы знаем, что это не так, креативность возникает в среде взаимодействия людей. <...> Сегодня мы знаем, что есть три фактора которые на все это влияют, например, объем информации и количество людей, которые в этом бульоне варятся и обмениваются идеями. Чем больше людей собираются вместе, чем больше у них информации в распоряжении, тем больше у них неожиданных необычных идей рождается», — Штефан Кляйн, физик, профессор, Берлинский университет искусств.

«Мы должны обеспечить максимально эффективное сотрудничество как академического сообщества, так и научного сообщества и бизнеса. Поэтому необходимо обмениваться этими знаниями, чтобы все заинтересованные лица вносили свой вклад. Поскольку у нас есть человеческий капитал, который должен быть креативным, мы должны находить те прорывы и преодолевать те кризисы, с которыми мы сталкиваемся», — Гу Хо Ом, профессор, декан факультета международных исследований, Университет Ханьян.

Необходимо дать больше свободы для креативных людей

«Право по определению ограничивает, создает определенные границы. А вот творчество и креативность выходят за эти границы. И это сложность для политиков — уйти от регулирования, чтобы дать обществу эту площадку для безопасной игры, с идеями, мечтами», — Штефан Кляйн, физик, профессор, Берлинский университет искусств.

«Что мне больше всего нравится в России: у вас великолепно развиты культура, наука, технологии. Насколько у вас доступны опера, балет и концерты — это удивительно по сравнению с другими странами. Вы даете возможность людям, чтобы они коллективно могли создавать лучший мир. <...> Мы должны раскрыть этот потенциал, и его не нужно „душить“ слишком большим вмешательством со стороны государства, барьерами. И мы как политики должны сказать — пусть государство создаст только общие рамки, а потом человеческий гений в искусстве и других сферах должен предлагать свои решения», — Чарльз Хендри, президент, консультативный совет, Российско-британская торговая палата (РБТП)

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org