Бизнес-объединение «ОПОРА РОССИИ» выступает против дискриминации микро-форматов торговли в пользу крупных сетей в вопросе реализации подакцизных товаров, в частности сигарет и прочей никотиносодержащей продукции.
Накануне в «ОПОРЕ РОССИИ» состоялось заседание Комитета по подакцизным товарам, где обсуждались вопросы работы торговых МСП, участвующих в обороте табачной и никотиносодержащей продукции. Участники затронули тему вреда нелегального оборота табачной продукции для законопослушной розницы, ведомственную подотчетность отрасли и роль отраслевого регулятора, а также вопросы законодательного регулирования сегмента менее вредной никотиносодержащей продукции.
Согласно опубликованным данным независимого исследования, в первом квартале 2021 года доля нелегального рынка табачной продукции на территории России оценивалась в 10,7% от общего объема рынка в физическом выражении. На фоне стремительного роста акцизов на сигареты и падения реальных доходов граждан, за последние пять лет доля нелегальной табачной продукции на российском рынке выросла в 11 раз. Эксперты отмечают рекордный темп роста в 1,5 раза объема выявленной контрафактной продукции за минувший год.
По мнению президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина, такая ситуация способствует втягиванию части микробизнеса в нелегальную торговлю, поскольку присутствуют излишние запреты для легальной розницы. «Налаженная в стране технологическая инфраструктура, прежде всего маркировка и онлайн кассы обеспечивают полную прозрачность отрасли. И если раньше мы говорили, что не можем контролировать продажу подакцизных товаров в малых торговых форматах, то теперь эта проблема отпала. Наша общая комплексная задача избавить отрасль от избыточных ограничений и за счет этого вытеснить нелегальный сектор с мелких рынков. Для этого нужно создать везде одинаковые условия для честной торговли. Сейчас речь идет буквально о дискриминации малых форматов торговли в пользу крупных сетей. Если покупатель не может приобрести то, что ему нужно в мелкой точке, он уйдет в супермаркет. В результате выручка крупных сетей бьет рекорды, а больше миллиона малых предприятий в прошлом году просто закрылись», сказал он.
Председатель Комитета по подакцизным товарам Сергей Слипченко обратил внимание и на неполное соответствие друг другу положений Закона о рекламе и Защите прав потребителей, который остро встал в текущем году. «Для торговли критически важно чётко разграничить понятия рекламы и доступа покупателя к информации о приобретаемом товаре. Это критично для такой инновационной продукции, как никотиносодержащая. Информация залог осознанного выбора потребителя и сдерживающий фактор нелегальной торговли на российском рынке», сказал он. Подводя итоги заседания, Комитет предложил провести следующее мероприятие совместно в ФАС России, чтобы обсудить справедливую конкуренцию на рынке табачной и никотиносодержащей продукции.