Деятели искусств, представители бизнеса и власти собрались на одной площадке, чтобы обсудить возможности для развития креативных индустрий в регионах. Уже сейчас в отдельных регионах страны приняты или рассматриваются решения по оказанию поддержки и продвижению продуктов и услуг местных креативных индустрий и традиционных ремесел. Что еще можно сделать, чтобы вывести творческий потенциал регионов на новый уровень на этот вопрос постарались ответить участники встречи.
«По итогам нашего исследования по креативным отраслям получилось, что вклад в ВВП России достигает 5%. С одной стороны, это большая сумма, более 5 трлн рублей. С другой стороны, среди лидеров стран, которые развивают свои креативные индустрии, эта цифра сегодня достигает 10% и в некоторых случаях 12% ВВП», сказал Илья Токарев, директор проектов Агентства стратегических инициатив.
Достичь таких впечатляющих показателей невозможно, не развивая традиционные промыслы. «Те страны, которые сделали большой рывок в развитии креативных индустрий, делали ставку на свои традиционные компетенции. Например, коллеги из Индии, которая является одним из лидеров в развитии креативных индустрий, за 15 лет с небольшим в 33 раза увеличили свой экспорт на основе продукции креативных индустрий, основанных на традициях. По сути, каждую деревню и малый город они превратили в мини-корпорацию», рассказала Лилия Нургатина, заместитель директора департамента развития промышленности социально значимых товаров Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
«Запрос на развитие креативных индустрий у мэров очень большой. Но с чем они сталкиваются прежде всего? Во-первых, со словарем что мы понимаем о креативной индустрии. <...> В креативных индустриях все: от народных промыслов до IT-технологий. И этот огромный разброс мэрам зачастую трудно осознать. Также мэры смотрят на опыт той же Москвы (Трехгорка или Флакон). У них возникает желание сделать что-то подобное. Они выбирают красивый промышленный объект и ищут инвесторов, чтобы его реструктуризировать. Дальше у них возникает вопрос, кто там будет жить, люди каких профессий», обозначила дилемму Наталья Тимакова, зампредседателя и член правления государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (титульного партнера Форума). Тимакова также отметила, что «важно увеличивать механизмы государственной поддержки».
«Для Якутии это проблема непростая, потому что мы сырьевая республика. Мы первые в стране приняли такой нормативно-правовой акт, как Указ Главы Республики Якутия о развитии креативной индустрии, об основных направлениях до 2025 года. Мы сделали упор на креативизацию несырьевого сектора Якутии, создание условий для развития и коммерциализации того, что уже создается», поделился опытом Айсен Николаев, Глава Республики Саха (Якутия).
Другую сторону проблемы обозначила Наталия Шмелькова, заместитель директора продюсерского центр «ЛАД». «Безусловно, нет выработанной системы субсидирования, тем более что и сектор абсолютно серый. С другой стороны, непонятно, музыканты это кто? Это бизнесмены, которые зарабатывают миллионы, или это ребята, которые занимаются только творчеством? И нет понимания, к чему мы относимся к культуре или к экономике», сказала Наталья Шмелькова.
Вадим Самойлов, лидер рок-группы «Агата Кристи», с удовольствием отметил: «Радостно, что государство начинает обращать внимание на нашу отрасль. И видимо, возникает понимание, что без развития творческого самовыражения дальше мы в развитии страны двигаться не сможем».
ПАРТНЕРЫ ФОРУМА
Партнерами форума «Сильные идеи для нового времени» выступили более 20 крупнейших компаний России, ведущих институтов развития и информационных агентств. Титульные партнеры Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и Правительство Москвы, генеральный спонсор мероприятия Банк ВТБ (ПАО), официальный автомобиль Форума компания АО «Мерседес-Бенц РУС», официальный партнер РНКБ Банк (ПАО).
Партнерами деловой программы Форума выступили: САО «ВСК», АО «Почта России», ОАО «РЖД», АО «Россельхозбанк», ПАО «Россети». Представители этих компаний примут участие в сессиях в качестве докладчиков и экспертов, поделятся своими знаниями, опытом и лучшими практиками.
Среди партнеров по организации ПАО «Промсвязьбанк» и официальная вода Форума «Жемчужина Байкала». Партнерами Территории инноваций выступили ГК «Автодор», ПАО «Газпром нефть» и АО «Рособоронэкспорт», компания ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз» стала партнером сессии по здравоохранению, а компания ООО «Бристол-Майерс Сквибб» выступила партнером проекта «Здоровое общество».