Банк данных природных катастроф, техногенных аварий и национальных ESG-индикаторов ИНФРАГРИН будет представлять собой цифровой инструмент накопления данных о природных катастрофах и техногенных авариях для обоснованных расчетов условий регулирования, финансирования и страхования хозяйственной деятельности с существенными экологическими факторами с учетом климатических изменений. Это позволит финансовым регуляторам, риск-менеджерам, аналитикам, финансирующим и страховым организациям, инвесторам и иным заинтересованным лицам получать статистическую и аналитическую информацию о реализованных климатических, экологических и техногенных рисках для создания риск-моделей и профилей финансирования и страхования, а также для развития инструментов покрытия этих рисков. Описание проекта представлено на крауд-платформе idea.asi.ru в рамках Форума «Сильные идеи для нового времени», который АСИ и Фонд Росконгресс проведут в Сочи в ноябре.
Идея получила поддержку экспертов и вошла в ТОП-1000 инициатив. Ее автор руководитель экспертно-аналитического проекта «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru, член экспертного совета по национальному проекту «Экология», член Совета Российского экологического общества, член совета директоров Национального рейтингового агентства Светлана Бик предлагает Банк данных, где одновременно будет накапливаться информация как о реализованных физических рисках, так и об оценках этих рисков, что даст статистическую основу развития национальных систем оценки и сертификации проектов с существенными экологическими факторами с учетом климатических изменений.
Статистику по экологическим рискам сегодня формируют как отдельные страны, так и наднациональные институты, создавая глобальные базы данных. Однако Россия, занимающая огромную территорию в разных климатических зонах и ведущая широкую хозяйственную деятельность, не входит со своими данными в глобальные проекты и не имеет собственной базы данных катастроф на национальном уровне.
«В России мониторинг природных катастроф и техногенных аварий осуществляют несколько ведомств. Однако в стране не существует доступного для участников финансового рынка агрегатора такой информации в формате Банка данных, содержание которого структурировано для оценки рисков финансирования и страхования проектов с существенными экологическими факторами с учетом климатических изменений на территории РФ. Банк данных природных катастроф и техногенных аварий ИНФРАГРИН решает эту проблему», отметила автор идеи Светлана Бик.
Светлана Бик предлагает формировать банк данных катастроф на основе официальной информации МЧС, Росгидромета, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, прокуратуры, арбитражных судов и других органов мониторинга, надзора и контроля. Проект включает сбор данных из открытых источников, формирование статистики, структурирование данных, анализ реализованных рисков в отношении природных катастроф и техногенных аварий в среде базы данных с открытым API.
За рубежом Базы данных катастроф, стихийных бедствий и техногенных аварий созданы и создаются в сотрудничестве различных организаций (государственные, неправительственные, коммерческие, научные, аналитические) и уже включают десятки тысяч структурированных записей. Последним трендом развития таких баз данных является объединение экологической, климатической и финансовой информации в одной базе, в том числе на основе блокчейна.
В российском Банке данных ИНФРАГРИН тоже предусматривается накопление информации о метриках ответственного инвестирования ESG-индикаторов и рейтингов, индексов в сфере устойчивого развития, присвоенных российским компаниям и территориям, что позволит сопоставлять оценки рисков и их физическую реализацию.
На основе фактических данных ИНФРАГРИН будут созданы бенчмарки, индикаторы, система эко-маркировки товаров, услуг и финансовых продуктов для различных целевых аудиторий, включая финансирующие организации и розничных инвесторов.
В краткосрочном периоде это приведет к повышению прозрачности рынка финансирования проектов с существенными экологическими факторами, наведению там статистического «взаимопонимания» между организациями, которые 1) осуществляют проекты, 2) контролируют направление экологического воздействия (надзор, контроль, устранение рисков, наказание за негативное воздействие) и 3) финансируют или инвестируют в реализацию проектов.
В долгосрочном периоде это приведет к созданию инструментов покрытия рисков экологического страхования и финансирования с учетом климатических изменений.
Таким образом, реализация проекта способствует развитию рынка финансирования и страхования деятельности с существенными экологическими факторами, а также рынка зеленых финансовых инструментов и инвестиционных стратегий, включая инвестиции как институциональных инвесторов, так и физических лиц.
Проект также приведет к повышению осознанности общества в отношении экологических рисков с учетом климатических изменений, и в стратегическом плане окажет глубокое воздействие на повышение ответственности всех институтов, принимающих решение об инвестировании как бюджетных, так и частных средств.