В России создали термометки для замороженных продуктов, которые чувствительны к условиям хранения. Разработку компания «Криотех» представила в рамках форума «Сильные идеи для нового времени», который Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс проведут в Сочи в ноябре. Эксперты Национальной технологической инициативы поддержали идею, которая уже готова к внедрению в розничных сетях и может снизить процент некачественных продуктов, попадающих к потребителям.
Термометки под названием Z-CRIO индикаторы, которые наклеиваются на групповую или индивидуальную упаковку товара, например, на замороженную рыбу. «Замороженная рыба от камеры заморозки до прилавка должна находиться при температуре не выше минус 18 ⁰C , объясняют представители Криотех. При повышении температуры рыба начинает портиться. При минус 16 ⁰C рыба полностью перестанет быть пригодной для употребления за 24 часа, а при минус 10 ⁰C за четыре часа».
Пластиковые метки необратимо меняют цвет при увеличении температуры, начиная с минус 18 ⁰C. При этом авторы разработали два типа индикаторов: первый активируется вручную, а второй активируется автоматически при замораживании метки. При необходимости можно изменить стартовую температуру, если заказчику нужно отслеживать условия хранения для других категорий продуктов.
По словам авторов проекта, главная его цель создать удобный индикатор для покупателей конечного продукта (можно оценивать качество визуально) и для ритейлеров, которые смогут «на входе» контролировать качество товара. Цена меток почти не влияет на стоимость продуктов, предварительно стоимость индикатора составляет около одного рубля за штуку.
Еще одна задача внедрить новые инструменты и регламенты для всей цепочки производителей пищевых продуктов до потребителя. В спорах между ритейлерами и поставщиками термометки помогут объективно оценить ситуацию, понять, на каком этапе были нарушены условия хранения продуктов.
Авторы испытывали термометки совместно с X5 Retail Group. «В пилоте мы испытывали цепочки от производителей до транспортных логистических центров и оттуда до розничных магазинов, рассказал Константин Беляков, один из инициаторов проекта. Все работало в штатных условиях и экспериментах отлично. В магазинах на конечных продуктах (пельменях, рыбе) термометки мы пока не проверяли, так как их пока нет в нужном количестве, но ведем переговоры с инвесторами». Вполне возможно, что проект подтолкнет отрасль к введению новых регламентов контроля качества продуктов, в разработке которых будет участвовать сообщество FoodNet.