В рамках форума «Сильные идеи для нового времени», который проводят Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс, специалисты из Симферополя представили на трек «Новые идеи для бизнеса» проект машинного зрения, которое основано на принципах радиооптики с применением искусственных нейронных сетей. Эксперты посчитали идею перспективной, поскольку технология уже готова: в 2021 году ИИ фактически выходит на рынок, уже доступен предзаказ.
Разработка под названием ЭМИИА (название образовано от электромагнитного излучения и искусственного интеллекта) умеет распознавать объекты сквозь радиопрозрачные преграды. Это может быть стена, туман, дождь и так далее, не говоря уже о темном времени суток, которое для ИИ не является проблемой. Дальность распознавания на открытом пространстве до 300 метров.
«Видеть» всю обстановку на дороге система может за счет эффекта Доплера: радиоволна меняется при движении объектов, а антенна фиксирует искажения длин и частот, передавая данные нейросети.
ИИ распознает всех возможных участников движения и тех, кто находится в придорожных зонах: людей, автомобили, животных. Также он способен вычислить скорость объекта, его координаты и направление движения. По словам разработчиков, ИИ заменяет более 30% датчиков и сенсоров, средств AI-навигации, ADAS, автоматизации и безопасности. Если ИИ распознает объект, находящийся в опасной близости от автомобиля, он подаст водителю звуковой сигнал.
«Первым человеком, погибшим от беспилотного автомобиля UBER, стала Элейн Херцберг, рассказывает Владимир Старостин, гендиректор ЭМИИА. Женщина пересекла путь автомобилю. Он распознал препятствие сначала как неопознанный объект, потом как велосипедиста и затем как автомобиль, но не предпринял никаких действий, так как в ПО был заложен слишком высокий порог распознавания опасных объектов с целью отсеивания ложноположительных срабатываний. Лишь за 1,3 секунды до столкновения машина смогла определить, что необходимо использовать аварийные тормоза. ЭМИИА позволяет беспилотным автомобилям распознать объект намного быстрее и точнее, существенно увеличить безопасность и перейти на уровень автономности 45».
Работа над проектом идет давно. Около пяти лет назад у команды были готовы тестовые лабораторные образцы. За последние годы разработали нейросетевое ПО в радиооптике, готовое для внедрения. Авторы планируют в конце 2021 / начале 2022 года выгрузить в магазины приложений сервис, которым могут пользоваться водители или другие разработчики. ПО на одно устройство будет бесплатным, на пять устройств от 38 долл. США, а аппаратные решения (антенны и контроллеры) будут стоить от 8 долл. США.
На B2B у компании тоже есть планы. «Возможно программно интегрировать технологию в конечные продукты, добавил Старостин. К примеру, в роутеры Huawei. Конечный потребитель будет получать роутер уже с технологией, а наш доход мы будем получать от Huawei напрямую».