Принятие поправок в Конституцию России всколыхнуло интерес общественности к правовым основам жизни современного общества. Особое место в этой связи отводится взаимоотношениям России с окружающим нас миром, тем более, что в преамбуле Конституции содержится положение о том, что многонациональный народ Российской Федерации осознает себя частью мирового сообщества. Отношения нашего государства с другими государствами, народами и международными организациями строятся на основе международного права. Однако каждое государство самостоятельно в своих конституциях закрепляет место и роль международного права в национальных правовых системах, равно как и национальные механизмы реализации положений международных договоров и иных международно-правовых норм. Это суверенное право каждого государства.
Позиция России по этому вопросу закреплена в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В этой же ст. 15 предусмотрено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Равным образом Конституции не могут противоречить и международные договоры Российской Федерации. Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, нормы международного права не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции и реализуются при условии признания ее высшей юридической силы.
В результате принятия дополнений в ст. 79 Конституции Российской Федерации, признавших недопустимость исполнения в стране решений межгосударственных органов, противоречащих Конституции России, утверждается приоритет национальной конституции над толкованием решений межгосударственных органов, в которых под сомнение может быть поставлено верховенство Конституции Российской Федерации. Таким образом, можно утверждать, что благодаря этому сформирован конституционно-правовой механизм наиболее полного и действенного обеспечения конституционных прав и свобод граждан, достигнута устойчивость воплощенного в них общественного согласия и согласования конституционных ценностей, отражающих социокультурную основу специфики нашей страны.
Д.ю.н., профессор А.Я. Капустин.
Источник фото: Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации