КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Динамичное развитие Африки и ее демография создают условия для сотрудничества в сфере образования и технологий
«Африканский континент сегодня это континент, где 2/3 населения это молодежь. И это во многом определяет вектор нашего сотрудничества и определяет значимость и важность научно-образовательной составляющей», Михаил Котюков, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.
«Африка стала другой, она стремительно развивается. И мы наблюдаем, какая трансформация цифры в Африке. Представьте себе: за последние десятилетия пользователей мобильных телефонов стало более 500 миллионов, и предполагается, что к 2025 году уже будет 650 миллионов пользователей мобильных телефонов, а интернетом пользуются около 400 миллионов. И вот при том количество молодежи, я думаю, что это уже тот тренд, который мы должны учитывать в своих образовательных программах», Игорь Морозов, заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре.
«Россия может очень многим поделиться с африканским континентом. У вас есть наука, есть исследовательские центры, технологии. Поэтому мы считаем, что взаимодействие между африканскими странами и Россией будет очень важно для российских компаний и для африканских стран. Мы знаем, что у России есть огромные знания в горнодобывающем секторе, и в рыболовстве, и в сельском хозяйстве, и во многих других областях», его Превосходительство Мохамед Меткал, посол, генеральный директор Марокканского агентства международного сотрудничества.
«Африку не устраивает догоняющее развитие. Ей так же, как и России, нужен прорыв в сфере развития новых технологий, науки и образования», Ирина Абрамова, директор ФГБУН Институт Африки Российской академии наук; член-корреспондент Российской академии наук.
У России и Африки большой опыт взаимодействия в гуманитарной и научной сфере
«Если говорить об образовании, у нас очень большая и богатая история взаимоотношений. Сегодня в университетах обучаются более 17 тысяч студентов из государств африканского континента. По итогам последней прошедшей приемной кампании практически 2 тысячи человек зачислены в российские университеты из 49 государств», Михаил Котюков, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.
«Научное сотрудничество имеет также богатую историю. У нас есть совместные исследовательские программы. Есть проекты, которые реализуют наши университеты на принципах межвузовского сотрудничества. Работают общие кафедры, общие лаборатории», Михаил Котюков, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.
«Наши отношения были очень интенсивными и, в том числе, когда была борьба против вируса Эболы в 2014-2015 годах. И в Гвинее, в Сьерра-Леоне, в Либерии очень большой вред Эбола нанесла здоровью людей, и с помощью России мы смогли справиться с этой эпидемией. Мы обновили наши лаборатории, которые занимались разработкой лекарств против этой инфекции. И также была создана лаборатория эпидемиологических исследований по изучению передачи инфекционных заболеваний», Абдулайе Йеро Бальде, Министр высшего образования и научных исследований Гвинеи.
ПРОБЛЕМЫ
Быстрый рост населения Африки создает риски для рынка труда и экологии
«Конечно, есть проблемы. Это изменение климата и демография, безопасность и сохранение мира. Для того, чтобы ответить на первые два вызова, мы должны подумать об образовании. Конечно, сегодня у нас в Африке 500 миллионов молодых людей, но скоро население увеличится. И, конечно же, к 2040 году будет много проблем. Требуется больше рабочих мест ежегодно. В настоящий момент ежегодно создается только 6 тысяч рабочих мест», его Превосходительство Мохамед Меткал, посол, генеральный директор Марокканского агентства международного сотрудничества.
Стремительные изменения в мире бросают вызов сложившейся системе образования
«Что касается школьного образования, то ключевой вопрос, на который мы должны ответить вместе с нашими африканскими партнерами, на который на самом деле пока никто в мире ответить не может, каким будет мир через 15-20 лет, к которому мы должны наших школьников готовить. Среднее образование, общее образование это десятилетний период планирования, и 10-15 лет для нас сейчас с учетом изменения технологий, изменения мира это очень сложно предсказать», Павел Зенькович, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
РЕШЕНИЯ
Реализация совместных проектов в сфере науки, образования и технологий
«Мы [Россия и Уганда] меньше года назад подписали необходимое соглашение о сотрудничестве, и уже сегодня у нас разработаны две научно-образовательные инициативы по работам в сельском хозяйстве и в науках о земле в вопросах развития минерально-сырьевой базы. Эти проекты не просто на бумаге, это проекты, которые уже практически реализованы», Михаил Котюков, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.
«В феврале этого года мы подписали меморандум о взаимопонимании с Михаилом Михайловичем Котюковым, Министром высшего образования и науки Российской Федерации. И этот меморандум был посвящен шести областям. Одна из областей это технологии по геологоразведке и по разработке природных ископаемых. И сейчас мы создаем институт по исследованию геологической структуры страны, но также мы должны узнать нашу ресурсную базу и, соответственно, должны узнать настоящую ценность этих полезных ископаемых. Также каким образом использовать эти природные ископаемые», Элиода Тумвесигие, Министр науки, технологий и инноваций Республики Уганда.
«Я считаю, что мы должны подумать и вместе обсудить с Минобрнауки нашим российским и представителями африканских государств возможность создания постоянных действующих представительств Академии наук, может быть, как-то шире посмотреть, в африканских государствах <...> Второе обеспечить прием специалистов уже научной квалификации, уже научных сотрудников молодых в российские научные институты <...> И, наконец, создать некий фонд научных инициатив, хотя бы для начала 10 направлений взять», Юрий Балега, вице-президент Российской академии наук.
Расширение гуманитарного сотрудничества
«Если мы возвращаемся в Африку надолго, то нам нужно перераспределить эти ресурсы и часть вложить в гуманитарное сотрудничество. Тогда у нас выстраивается работа с нашим основным оператором по этой линии, это Россотрудничество. У нас в африканских странах сегодня 8 центров, это мало, потому что до 91 года их было 31», Игорь Морозов, заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре.
Цифровизация образования
«Самое лучшее поле для взаимодействия с нашими коллегами в сфере общего образования это цифра. Цифра это не какая-то модная история для наших стран, это необходимость, потому что действительно цифровые технологии и дистанционное образование, образовательные платформы, на которых загружены самые лучшие практики в каждой стране и в мире, дают возможность и учителям получить доступ к лучшим методикам и дают возможность ученикам получить доступ к лучшим знаниям, самым лучшим урокам, к самому лучшему дополнительному образованию», Павел Зенькович, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
«Поскольку цифровизация очень быстро развивается и молодежь очень увлечена цифрой и доступом, у нас есть даже виртуальный университет, который мы открыли, и он может очень многое предложить. Я имею в виду онлайн-образование для наших молодых людей, для в целом африканского континента. И, мне кажется, это один из важнейших вопросов, по которому мы должны сотрудничать с российскими коллегами», ее Превосходительство Хала Хельми Эльсаид Йонес, Министр планирования, мониторинга и административной реформы Арабской Республики Египет.
Расширение программ обучения африканских студентов в магистратуре и аспирантуре в России
«Наше желание, чтобы как можно больше студентов поступало в аспирантуру, и сейчас ангольское правительство пытается посылать как минимум 300 ангольских студентов в год в лучшие университеты мира. И нам очень приятно видеть, что эти студенты учатся в России и показывают хорошие успехи», ее Превосходительство Мария ду Розариу Браганса Самбу, Министр высшего образования, науки, технологий и инноваций Республики Ангола.
«Нам надо переходить к качеству отбора студентов с африканского континента, то есть надо оказывать помощь в развитии способных школьников, надо создавать систему привлечения в аспирантуру, магистратуру вот тех многочисленных выпускников бакалавриата. Не только в бакалавриат брать студентов, но брать к нам в Россию в магистратуру и аспирантуру», Владимир Филиппов, ректор ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов».
«Мы хотели бы, чтобы российское правительство работало с нами более плотно, чтобы вы помогли развивать нам исследования, исследования не только в области медицины, но также и в других областях <...> Что это означает для нас? Образование наших студентов за рубежом. <...> Нам необходимо развивать магистерские программы, нужно развивать аспирантуру для того, чтобы они могли получать гранты и продолжать свою научную деятельность», Аия Гбакима, Министр технического и высшего образования Республики Сьерра-Леоне.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Росконгресс www.roscongress.org