Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Цифровая трансформация международной торговли: Электронная коммерция и не только

5 сентября 2019
Цифровая трансформация международной торговли: Электронная коммерция и не только

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Цифровизация торговли — важнейший инструмент увеличения российского экспорта

«С точки зрения торговли, мне кажется, что нет более важной задачи сейчас, чем формирование единого цифрового экономического пространства нашего Евразийского союза», — Максим Акимов, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

«Экспорт несырьевой растет у нас порядка 30% в год, сейчас этот объем — примерно 750 млн долл. Мы видим, что потенциал этого рынка как минимум в 10 раз существует, и, я думаю, мы сумеем серьезно повысить темпы экспорта в нашей стране», — Николай Подгузов, генеральный директор ФГУП «Почта России».

Развитие электронной коммерции будет определять правила международной торговли в целом

«Сейчас примерно чуть больше 10%, в целом по миру, розничной торговли идет через онлайн. Ожидается, что в течение 3-х лет это будет больше 20% <...> Нет никакой отдельной электронной коммерции — вся коммерция стала электронной<...> Сейчас именно правила в цифре будут определять облик международной торговли», — Павел Кадочников, проректор по научной работе Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации.

«Лидерами по онлайн-продажам, по цифровой трансформации торговли являются развивающиеся рынки. Это такой серьезный тренд. Мы видим, где формируется в этом плане будущее», — Андрей Слепнев, генеральный директор АО «Российский экспортный центр».

Цифровизация становится ключевым фактором конкурентоспособности бизнеса

«Что касается нашего ритейла <...> Все, что есть в мире с точки зрения цифровизации — мы же говорим не только про торговлю онлайн, но и про применение цифровых технологий, новых платформ в офлайн-торговле, — все это применяется начиная с роботизации складов <...> начинается применение виртуальной реальности при обучении персонала <...> используется предиктивная аналитика <...> использование биометрических данных <...> Наша торговля все это понимает, что от этого никуда не деться — конкурентная борьба, это конкурентное преимущество», — Виктор Евтухов, статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

«Если раньше ценность для клиента находилась в одной компании, то сейчас это не так. Ценность для клиента находится в системе, в некой экосистеме, куда включены бывшие конкуренты <...> Цифровизация электронной торговли, создание маркетплейсов — это на самом деле решение тех фундаментальных проблем, которые сейчас стоят перед финансовым сектором», — Борис Ким, председатель совета директоров Qiwi.

«Выход в цифровизацию, конечно, позволил нам улучшить качество и продвижение. В маркетинге сейчас существует такая тенденция к персонализации, задача этого — улучшить получаемый нашими клиентами опыт <...> Более тесное сотрудничество, с точки зрения данных, с целью как раз того, чтобы лучше узнать нашего клиента <...> Мы значительно улучшили показатели удовлетворенности наших клиентов благодаря цифровизации», — Марк Карена, генеральный директор McDonald’s в России.

ПРОБЛЕМЫ

Несоответствие регулирования новым условиям

«Мы наблюдаем разрушение традиционной регуляторной рамки со стороны национальных государств, вступивших в конфликт с новой моделью платформенной власти <...> Государства не понимают — и не понимают во всем мире, — что делать с новой конфигурацией, когда глобальный игрок знает о вашем подданном большем, чем вы сами, влияет на его поведение больше, чем вы сами, контролирует в большей степени, чем вы сами», — Максим Акимов, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

«Одна из проблем, которая точно пока никак не решена и требует серьезного регулирования, — это безопасность продукции, которую мы покупаем по интернет-торговле, потому что она не подпадает под техническое регулирование», — Вероника Никишина, член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии.

«Действительно, одним из ограничений экспорта, в данном случае российских товаров, за рубеж является сложная технология возврата НДС при розничных отправках <...> Здесь основной путь, по которому мы идем, — это как можно более качественная и плотная IT-интеграция между федеральной таможенной службой, налоговой службой <...> Это позволит в автоматическом режиме осуществлять возврат НДС», — Николай Подгузов, генеральный директор ФГУП «Почта России».

Монополизм в цифровой торговле

«Мы сейчас видим огромный монополизм, причем монополизм в глобальном масштабе <...> Сейчас 1% технологичных компаний самых больших занимает больше 50% оборота», — Павел Кадочников, проректор по научной работе Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации.

«Основными игроками в области электронной торговли являются не государства, а крупные цифровые экосистемы, такие как Alibaba, Amazon, и именно они формируют правила игры, работая на опережение, и скорее там государство находится в роли догоняющего», — Вероника Никишина, член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии.

Неготовность значительной части бизнеса к использованию цифровых инструментов

«Только 17% компаний готовы внедрять какие-то онлайн-продвижения как раз в B2B рынке, а 83% по состоянию на весну текущего года оценивают IT-сферу как инструмент исключительно специалистов сегмента IT и ничего более», — Дмитрий Максименко , исполнительный директор ООО «Иннософт».

РЕШЕНИЯ

Разработка международных правил электронной торговли

«Мы сейчас сосредотачиваемся на трех принципиальных задачах. Задача номер один — определить разумные правила присутствия глобальных игроков на нашем рынке <...> Взаимодействие с национальными финансовыми институтами, с национальной финансовой системой глобальных игроков и глобальных платформ, взаимодействие с национальными логистами, с транспортной системой и, конечно же, с производителями продукции. И это должна быть, в общем, взаимовыгодная игра», — Максим Акимов, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

«Нам кажется очень важным параллельно с тем, что мы делаем на нашем национальном евразийском рынке, быть очень активными в части разработки международного стандарта в виде международного соглашения. На наш взгляд, видится самой правильной площадкой Всемирная торговая организация, которая должна максимально быстро выдать тот пакет правил регулирования интернет-торговли с терминологией, с теми ключевыми моментами, которые, как в части торговли товарами традиционными в пакете соглашений ВТО, многие годы служили базисом для международной торговли», — Вероника Никишина, член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии.

Цифровизация логистики

«Логистика в условиях нью-ритейл уже не должна быть просто логистикой. Это должно быть платформенное решение, которое должно совмещать и физические сервисы, и соответствующие обмены данными, электронное взаимодействие. Стратегия „Почты России“ именно нацелена на то, чтобы с помощью такого платформенного решения обеспечить клиенту лучший выбор, лучший сервис», — Николай Подгузов, генеральный директор ФГУП «Почта России».

«Доля логистической составляющей в себестоимости продукции, например, в АПК, в продукции среднего передела может достигать 25%, то есть имеется очень большой потенциал для того, чтобы сократить эту долю и в том числе за счет цифровизации», — Екатерина Гришковец, вице-президент ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO).

Создание новых цифровых инструментов для международной коммерции

«Мы создали свою площадку — банк бизнес-партнеров <...> Сейчас у нас на площадке 32 тыс. зарегистрированных клиентов, и 500 уже компаний участвуют в экспортном акселераторе <...> Надеемся, что мы совместно с РЭЦ (Российский экспортный центр — Ред.) сможем полностью вывести компанию от нуля до экспорта в новые страны или развития своей товарной номенклатуры», — Анатолий Попов, заместитель председателя правления, руководитель блока «Корпоративно-инвестиционный бизнес» ПАО Сбербанк.

«В 2019 году в первые полгода общий объем сбыта товара из России вырос на 17% и составил 400 млн китайских юаней. За последние несколько лет онлайн-торговля в Китае развивается большими темпами, и, безусловно, в этом процессе Китай использует искусственный интеллект и новые технологии в онлайн-торговле. И сейчас мы акцентируем наше внимание на потребностях наших клиентов <...> С помощью цифровых методов по сбору информации мы максимально сейчас понимаем, что хотят наши потребители, наши заказчики», — Тао Ша, генеральный директор Epinduo.