ВЫВОДЫ
Российско-японские торговые отношения поступательно развиваются
«Товарооборот в 2018 г. это рост в 17%. В 2019 г. он продолжается. Мировая торговля в этом году переживает не очень хороший период это сказывается на экономической динамике по всему миру. С Японией у России товарооборот растет одним из самых сильных темпов среди всех стран. Это означает, что отношения России и Японии в торгово-экономической сфере это отношения развития, это отсутствие скандалов, проблемных вопросов. Этот очень позитивный тренд», Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.
«На сегодняшний момент появилось около 170 проектов, более половины из них перешли в активную фазу реализации. В Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии наряду с продвижением плана о сотрудничестве из 8 пунктов вместе с российским правительством ведется работа также в таких областях, как совместные средние и малые предприятия, энергетика, повышение производительности», Ёсихиро Сэки, заместитель Министра по экономике Министерства экономики, торговли и промышленности Японии.
«Япония всегда сотрудничала и торговала с Приморским краем, эта давняя история продолжается. У нас устойчиво работает 30 японских компаний, видят перспективу бизнеса», Олег Кожемяко, губернатор Приморского края.
ПРОБЛЕМЫ
Относительно низкий товарооборот
«Взаимный товарооборот превысил 20 млрд долларов. Япония является лидером по росту товарооборота в России и с Россией, но 20 млрд это мало», Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров корпорации АЕОН.
Недостаточное знание специфики ведения бизнеса друг с другом
«Российские компании считают, что прорыв в отношениях с японскими партнерами возможен за месяцы или годы. И когда выясняется, что проект требует 4-6 лет взаимодействия, то очень часто в российских компаниях происходит смена команд, которые занимаются проектом, и, в конце концов, интерес угасает, что очень расстраивает японских партнеров, которые видят в этом несерьезность намерений <...> Очень часто крупные японские компании считают, что российский бизнес может самостоятельно решить массу проблем, в том числе с привлечением финансирования, с экспортными и импортными гарантиями», Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров корпорации АЕОН.
Экономические санкции против России
«Мы налаживаем сотрудничество, однако в рамках режима санкций нам необходимо двигаться осторожно, мы должны его учитывать», Тадаси Маэда, управляющий Японского банка для международного сотрудничества.
РЕШЕНИЯ
Поддержка со стороны государственных институтов развития
«Ищите финансовых партнеров в государственных банках, а также используя институты развития. Одним из самых успешных партнерств является партнерство с Российским фондом прямых инвестиций, который может быть проводником в российско-японских отношениях, создавая комфорт для обеих стран», Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров корпорации АЕОН.
«Большая история и это был прорыв это взаимодействие Российского фонда прямых инвестиций с японским Банком международного сотрудничества (JBIC), создание платформы для поддержки японских инвестиций на Дальнем Востоке. В сентябре 2017 г. этот фонд был запущен, его объем 1 млрд долларов. Только за 2018 г. объем инвестиций здесь уже составил 230 млн долларов», Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.
Активизация сотрудничества в сфере инновационных технологий
«Интересный потенциал представляется не только в сфере энергетики и инфраструктуры, но также и в новых технологиях. В частности, в цифровизации и в устойчивом развитии», Владимир Примак, директор Российского фонда прямых инвестиций.
«Общество 5.0 это общество решения социальных задач, объединения креативности и цифровых инноваций. Российские компании могут прогрессировать и развивать свои цифровые бизнесы», Тэруо Асада, председатель японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству Федерации экономических организаций Keidanren.
«Инновации, стартапы это сферы, где мы видим перспективу для развития отношений», Ясуказу Ирино, исполнительный вице-президент японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО).
«С точки зрения робототехники, где у Японии есть большие достижения, здесь можно думать о развитии совместного бизнеса», Вадим Швецов, генеральный директор, член совета директоров ПАО «Соллерс».
«Наряду с туризмом у нас основной отраслью являются информационные технологии. Мы создали на основе такой концепции Акинавский инновационный стратегический центр. Мы бы хотели [работать] вместе с российскими компаниями», Ясухиро Тамаки, губернатор префектуры Окинава.
«Серьезной становится проблема дистрибьюции незаконной продукции. Один из перспективных способов решения этой проблемы это внедрение систем отслеживания продукции. В этой системе используются технологии цифровой маркировки», Муцуо Иваи, исполнительный вице-президент, директор-представитель Japan Tobacco Inc.
Развитие новых направлений двусторонних экономических отношений
«Хотелось бы отметить и новое направление, которое, наверное, впервые на Дальнем Востоке заявило о себе, это создание медицинского центра», Олег Кожемяко, губернатор Приморского края.
«Туризм является привлекательной сферой для развития отношений между нашими странами. Хотелось бы, чтобы больше японцев знали о привлекательности туристических мест в Российской Федерации», Хироси Мэгуро, вице-президент японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО).
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org