В современных условиях предпринимательство является необходимым базисом развития бизнес-среды и роста экономики любого государства.
«Сегодня россияне доказали, что они могут быть одними из самых лучших предпринимателей в мире, они не испытывают нехватки талантов или амбиций. Мне кажется, это та сфера, которая будет в дальнейшем становиться все более важным драйвером российской экономики», Джон Бойнтон, председатель совета директоров, «Яндекс».
«У нас сегодня только 20% ВВП приходится на долю малого и среднего бизнеса. В наиболее инновационных экономиках, таких как Финляндия, Италия, Франция, доля малого и среднего бизнеса составляет 60%. На этих рынках через предпринимательство коммерциализируются различные инновационные идеи, которые доносятся до потребителя», Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, EY.
«Бизнесмены основные добытчики, которые пополняют бюджет страны», Давид Якобашвили, президент, ООО «Орион Наследие».
«Предпринимательская среда важна для бизнеса, но самое главное это дух предпринимателя, который позволяет бизнесменам принимать правильные решения, искать правильные ниши, выходить на рынки с новыми продуктами, взаимодействовать со своими партнерами», Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, EY.
«Нельзя рассматривать предпринимательство как структуру, которую можно развивать именно через государство, предпринимательство идет from the bottom up», Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, EY.
Социальное здоровье общества чувствительно к наличию развитой предпринимательской среды.
«Очень часто предпринимательство ассоциируется с бизнесом. Мое мнение таково, что предпринимательство гораздо больше шире по периметру, по охвату, чем просто бизнес. Бизнес это зарабатывание денег. Предпринимательство в русском языке идет от слова предприимчивость. Предпринимательство иногда бывает не связано с непосредственным зарабатыванием денег. Может быть социальное предпринимательство, когда люди открывают на свои деньги музеи, это тоже предпринимательство. Люди для чего-то это делают», Станислав Костяшкин, генеральный директор, Continent Express.
«Предприниматель это призвание, этому нельзя научиться, это умение быть таким человеком, который может упасть, подняться и двигаться дальше», Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, EY.
«Предприниматель движим чем-то большим, нежели просто зарабатывание денег. Не всякое предпринимательство заканчивается финансовым успехом», Станислав Костяшкин, генеральный директор, Continent Express.
«Предприниматель является созидателем, он либо создает что-то принципиально новое, либо изменяет что-то к лучшему», Станислав Костяшкин, генеральный директор, Continent Express.
«Современный предприниматель, по крайней мере в России, отошел от спекулятивного мышления и перешел к мышлению созидательному он становится создателем ценностей. Более того это ценности и материальные, и внутренние, и духовные», Тимофей Окроев, генеральный директор, ООО «Русская переводческая компания».
«Самое большее, что приобретает предприниматель за историю своего пути, это не то, что он зарабатывает, а это то, каким он становится, преодолевая себя, изживая в себе ветхого человека, в том числе свой эгоизм, негибкость. Это очень важное приобретение», Тимофей Окроев, генеральный директор, ООО «Русская переводческая компания».
«Одним из достижений предпринимателя может быть привлечение тех, кто компетентнее, умнее в своих специализациях, и это может послужить прорывом», Тимофей Окроев, генеральный директор, ООО «Русская переводческая компания».
Российский предприниматель конкурентоспособен на многих международных рынках.
«Посмотрите, где у нас очень много прорывов, где действительно российский предприниматель задает мировые стандарты. Очень много прорывов в тех отраслях, которые мы не унаследовали от Советского Союза, а создавали де-факто заново: телекомы российская связь, российские коммуникации одни из лучших в мире; банковский сектор у нас есть прорывные финансовые технологии; ритейл», Николай Корженевский, экономический обозреватель, телеканал «Россия 24».
Государство оказывает достаточную поддержку субъектам предпринимательства в России.
«Везде есть свои проблемы. Нет ни одной государственной среды, где было бы идеально легко. Ни одно так другое, ни другое так третье. Поэтому я бы не печалился, что нам тяжелее, чем другим. В нынешней ситуации государство нам в IT-секторе помогает созданная система налогообложения действительно стимулирует развитие IT-отрасли в России», Станислав Костяшкин, генеральный директор, Continent Express.
Проблемы
Маргинализация России и российского бизнеса за рубежом создает объективные препятствия для его развития.
«Одна из важнейших перемен последних пяти лет это если не стигматизация, то маргинализация всего, что связано с Россией», Николай Корженевский, экономический обозреватель, телеканал «Россия 24».
«До тех пор, пока остается риск негативного восприятия России на Западе, он будет тем фактором, который будет мешать развитию российского бизнеса за рубежом. Нам нужно вернуться к той точке, когда у нас было больше доверия друг к другу», Джон Бойнтон, председатель совета директоров, «Яндекс».
«Санкции мешают? Да, мешают. Отрезанность от внешних рынков мешает? Да, мешает», Тимофей Окроев, генеральный директор, ООО «Русская переводческая компания».
«Идет идеологическая война. Называйте вещи своими именами. Просто войны бывают разные: мы привыкли говорить о том, что война это когда кого-то убивают. А экономическая война это что, не война? А идеологическая война? Это война», Станислав Костяшкин, генеральный директор, Continent Express.
Изменчивость институционального поля усложняет долгосрочное планирование для предпринимателей.
«Обещания на пять лет сохранять условия, к сожалению, никто не выполнил. Сколько раз бы они ни были даны. Они меняются каждый год в том или ином виде», Давид Якобашвили, президент, ООО «Орион Наследие».
«Мешает то, что постоянно идет изменение», Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, EY.
В России давно существует проблема коммерциализации новых разработок.
«Есть очень большая проблема в целом. И она касается более среднего, мелкого предпринимательства. Она касается неумения, пока еще, коммерциализировать свои разработки. Считаю, нам предстоит в ближайшие 510 лет очень серьезно этому учиться», Тимофей Окроев, генеральный директор, ООО «Русская переводческая компания».
«Как говорил на питерском форуме (ПМЭФ-2016) Лорен Грэхем, электрическая лампочка, лазер сколько всего было изобретено в России задолго до того, как это появилось на Западе, но мы не смогли это коммерциализировать, продвинуть с точки зрения маркетинга», Тимофей Окроев, генеральный директор, ООО «Русская переводческая компания».
Решения
Предпринимательская активность молодежи главный фактор развития предпринимательства.
«Доля предпринимательства в ВВП России очень низка, среди молодежи нет достаточного количества желающих стать предпринимателями и создать свой бизнес», Николай Корженевский, экономический обозреватель, телеканал «Россия 24».
«Молодежь сегодня очень прорывная, столько идей у молодых ребят! Они по-другому работают, по-другому думают и уже видят другое будущее в России и во всем мире. Надежда есть», Давид Якобашвили, президент, ООО «Орион Наследие».
«Больше надо работать с молодежью», Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, EY.
«В России всего 2% [среди молодежи] желающих стать бизнесменами. Переломить легко нужно популяризировать это», Давид Якобашвили, президент, ООО «Орион Наследие».
«Нужно время, чтобы ситуация изменилась это вопрос и культурного ДНК. Нам нужно продолжать рассказывать эти истории успеха и превратить наших предпринимателей в настоящих героев и суперзвезд. Это будет вдохновлять молодежь», Джон Бойнтон, председатель совета директоров, «Яндекс».
Развитие предпринимательства, прежде всего, на новых, не освоенных в России рынках.
«Качество исходит из ДНК предпринимателя. Успех приходит, когда ты находишь что-то новое, незанятое. Предприниматель может находить те ниши, которые, что называется, докручивают экономику, принося value. Лучшие примеры это примеры незанятых ниш», Станислав Костяшкин, генеральный директор, Continent Express.
«Почему Continent Express, [созданный 22 года назад], это яркий пример голубого океана. Я привел в Россию индустрию, которая называется корпоративный travel-менеджмент и которой до этого в России не было. Мы создали рабочие места, мы придумали модель естественно, взяли best practice международную, в основном это английская, западноевропейская модель. Мы ее кастомизировали под российскую действительность, мы создали первый российский аналог. Теперь эта индустрия в России насчитывает десятки тысяч рабочих мест. Это белые воротнички высокооплачиваемые сотрудники, и это значит большие налоги с нашей работы, которые идут не только в Москву и Питер, но и по регионам. Мы несем пользу, мы несем value. Нашей работой мы оптимизируем бюджеты крупнейших корпораций на административное управление и на travel и оптимизируем бизнес-процессы. За годы нашей работы мы сэкономили корпорациям десятки миллионов долларов. Они пошли на другие более эффективные инвестиции», Станислав Костяшкин, генеральный директор, Continent Express.
«Сейчас мы с командой нашли новое направление админтех. Мы создали свою IT-компанию и мы создаем технологии именно для расширения зоны административных процессов, которыми мы управляем. Это вообще нечто новое. Этому нет аналогов даже за рубежом. Это мы делаем с теми же самыми крупнейшими международными компаниями здесь в России», Станислав Костяшкин, генеральный директор, Continent Express.
«Мы создали компанию по travel-менеджменту поколения 5.0; я уже вижу, где будет поколение 6.0. Мы должны будем со своими технологиями прийти к тому, что мы будем гарантированно защищены от кибератак в том огромном поле информации, в котором мы действуем. Мы все время смотрим, что дальше, к чему мы идем, что можем предложить, что новое», Станислав Костяшкин, генеральный директор, Continent Express.
Предпринимательство целесообразно использовать в технологическом секторе экономики России.
«В России есть еще очень сильная сторона это технологический сектор. Россию во многом рассматривают как одного из лучших производителей инженерного дела, математиков, людей, которые умеют это делать. Именно это приводит к успеху», Джон Бойнтон, председатель совета директоров, «Яндекс».
Обеспечение свободной конкуренции на рынках самый быстрый и правильный путь к развитию предпринимательства.
«Мы говорили о том, как помогать нашим компаниям выводить их продукты на международные рынки. На самом деле нужно просто играть по рыночным правилам и работать в рамках конкурентной среды, используя те лучшие мировые практики, которые сегодня существуют», Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, EY.
Прозрачность бизнес-практик является необходимым условием успеха на международных рынках.
«Во многом это врожденные качества это целеустремленность, высокие цели, амбиции. Но кроме них требуются четкие прозрачные бизнес-практики, прозрачность в юридическом смысле слова. Это задача государства», Джон Бойнтон, председатель совета директоров, «Яндекс».
«Когда мы создавали Яндекс в начале 2000-х, для нас было важно вложить в ДНК компании честные и прозрачные бизнес-практики. Нам кажется, это стало одним из важных факторов, почему компания так успешно растет и развивается. Важно именно в таком настрое готовить предпринимателей», Джон Бойнтон, председатель совета директоров, «Яндекс».
«Основа сердца компании это честные, прозрачные, ответственные бизнес-практики», Джон Бойнтон, председатель совета директоров, «Яндекс».
«Если российские предприниматели хотят найти возможность продать свою компанию, сделать это успешно, выйти на западный рынок [...]. Сейчас около 8090 российских компаний котируются на международных биржах, и около 90 % из них в Лондоне и Нью-Йорке. Важно понимать, что на эти рынки вы не выйдете без четкой прозрачной структуры управления компанией», Джон Бойнтон, председатель совета директоров, «Яндекс».
Предпринимательство может сыграть роль народной дипломатии в решении политически обусловленных проблем.
«Мы должны кричать со все углов о предпринимательском успехе, о том, насколько это наименее конфликтная тема для дискуссий с нашими визави, зарубежными партнерами. Это прекрасная площадка», Тимофей Окроев, генеральный директор, ООО «Русская переводческая компания».
«На вопрос, что делать, все уже дали ответ: сжав зубы, терпеть это и все равно идти, как мы сейчас идем в Давос [...]. Это никто никогда не может победить, это soft power, это people diplomacy, это должно продолжаться. Мы должны восполнять ту брешь, которая сейчас образовалась в силу объективных обстоятельств на международном уровне», Станислав Костяшкин, генеральный директор, Continent Express.
Материалы могут быть использованы при наличии обязательной ссылки на Информационно-аналитическую систему Росконгресс.