КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Мир вступает в новый технологический уклад, который пока не имеет стандартов и требований к компетенциям
«Мы вступаем в новый технологический уклад, который не имеет стандартов. Мы не понимаем, что является требованиями, критериями, компетенциями в этом технологическом мире, и мы понимаем, что нам важно все это выработать», Марина Боровская, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Новый уклад требует изменения подходов к образованию
«Проблема не в ученике, а в том, как мы ему пытаемся давать эти знания. Как давать так, чтобы он был вовлечен? Это не такая простая задача, и тем более людям из традиционной системы образования. Мы все из традиционной системы образования. Сейчас нужно переосмыслить самих себя, понять, что наша система образования, то образование, которые мы имеем с вами, оно несовершенно. И придумать, как его усовершенствовать, а потом еще как создать систему, чтобы она давала качественный результат в масштабах всей страны», Герман Греф, Президент, Председатель Правления, ПАО Сбербанк.
ПРОБЛЕМЫ
Формирование ложных стимулов у учащихся
«Мы вот только что услышали, что ребенок, когда он идет в школу, еще не совсем понимает, что ему нужно, и его насильно надо научить. Но мы же понимаем, что когда мы насильно кого-то пытаемся научить, мы отбиваем у человека познавательный интерес, мы даем ему то, что ему в данный момент неактуально и не нужно. И потом, когда он идет в вуз, он ориентирован на получение диплома, потому что традиционно он понимает, что карьеру можно сделать с дипломом лучше, чем без диплома. Но мир меняется, и мы знаем, что ряд ведущих компаний уже объявили о том, что диплом не будет являться критерием для приема на работу», Валерия Заболотная, Директор, АНО «Школа 21».
«Фабричный» подход в образовании сохраняется
«Учебный процесс непродуктивен и неэффективен. Дети сидят в одном классе, все одного возраста, и все, что происходит, это активность только в классе. Вот это нужно менять», Петр Положевец, Главный редактор, Независимое педагогическое издание «Учительская газета».
«Второй момент это фабричный принцип, то есть когда мы говорим, что в определенное время нужно прийти в определенное место и получить определенное количество знаний. Люди все разные, все уникальные, мы учимся по-разному, мы собираем информацию из окружающей среды по-разному. И последнее это усредненный темп. Мы ориентируемся на усредненного ученика и предполагаем, что и когда он должен освоить», Валерия Заболотная, Директор, АНО «Школа 21».
Несовершенство измерителей качества образования
«Все сейчас говорят, что мы должны войти в десятку лучших образовательных систем мира, но мы до сих пор не определили для себя, что же такое лучшая образовательная система мира. Если по показателям PISA (Programme for International Student Assessment Ред.), то для меня лично это не показатель, что это лучшая система мира. Должны быть другие измерители, и не только знаний. Все построено на том, что мы сейчас меряем знания. Мерить навыки гораздо труднее, а компетенции еще сложнее», Петр Положевец, Главный редактор, Независимое педагогическое издание «Учительская газета».
Система образования не связана с практикой
«Большая проблема в том, что у нас система образования не связана с практикой. Мы готовим кого-то, и потом этот кто-то работает на 70% не по специальности», Герман Греф, Президент, Председатель Правления, ПАО Сбербанк.
В системе образования формируется ведомая личность
«Родители несут ответственность за то, куда идут дети и как они обучаются. Я общаюсь с молодыми людьми от 18 до 30, и мне страшно 99% из них говорит, что мне образование ничего не дало. Из них, наверное, 80% говорит, что я пошел, потому что меня туда отправили родители. Готовы ли мы как родители дать свободу выбора детям, готовы ли мы как родители искать альтернативу для детей, понимая, что система образования несовершенна?» Валерия Заболотная, Директор, АНО «Школа 21».
«Мне кажется, парадокс в том, что мы сначала детям не доверяем принятие самостоятельного решения, вместо них определяем этот трек. Тем более, что вся система образования это поддерживает. А потом, когда человек наконец впервые столкнулся с необходимостью принятия самостоятельного решения, куда идти работать, он приходит туда, на что его выучили, и видит, что это не его. И 2/3 этих самых выпускников принимают решение поменять профессию и страдают потом всю оставшуюся жизнь. И человек потерял 5 лет самой продуктивной жизни», Герман Греф, Президент, Председатель Правления, ПАО Сбербанк.
РЕШЕНИЯ
Требуется определить роль работодателя в системе образования
«Забыли про работодателя. Работодатель играет огромную роль. Когда я говорю с руководителями вузов, я спрашиваю: Можно узнать, где здесь мы? Вы учите ваших студентов для кого? Они же потом ко мне придут, а вы меня не спрашиваете, кто мне нужен. Вы кого-то учите, как вы умеете, а он потом ко мне приходит. И первая фраза, с которой он сталкивается, забудьте все, чему вас учили в вашем вузе. Этого не должно быть. Роль работодателя должна быть тоже определена, потому что, в конце концов, все студенты мечтают потом попасть к какому-то работодателю или организовать свой стартап», Герман Греф, Президент, Председатель Правления, ПАО Сбербанк.
«В системе высшей школы действительно мы понимаем, что партнером и клиентом является собственно тот самый бизнес, который ожидает молодых людей с определенными навыками и знаниями, которые являются квалификацией потом при устройстве на работу», Марина Боровская, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Предусмотреть внедрение индивидуальной траектории (персонификации) обучения
«Использование онлайн-платформ позволяет учителю работать с каждым учеником максимально индивидуально. <...> значительно сокращается время, которое нужно тратить на получение предметных знаний, и освобождается время, которое ученики и учителя могут тратить на разного рода активности», Иван Коломоец, Генеральный директор, сооснователь, «Учи.ру».
«У ребенка должен быть разновариантный способ получения информации от классического до прикладного. То, что мы называем проектной деятельностью, должна быть достаточно широко внедрена в школы. Сегодня мы пока, к сожалению, не во всех школах это имеем», Эльвира Шамонова, Генеральный директор, КГАОУ «Краевой центр образования».
Создание независимой системы оценивания
«Должна быть в школах независимая система оценивания детей, отвлеченная от педагогов. Не может педагог, который учит, тут же ставить отметку ребенку», Эльвира Шамонова, Генеральный директор, КГАОУ «Краевой центр образования».