Мощнейшим драйвером развития экономики является малое и среднее предпринимательство. Однако начать бизнес с нуля крайне рискованно, особенно если делать это в кризис. На помощь в такой ситуации приходит франчайзинг — бизнес-модель, которая активно развивается в России и предлагает готовые решения и снижает риски до минимума. Однако есть направления отрасли, которые в нашей стране представлены слабо, — речь идет о производственных франшизах. Участники выставки Moscow Franchise Expo 2018 создатель группы компаний «Орто-Доктор» Роман Алехин и управляющий проектом «РосПромЭко» Руслан Зейналов рассказали о своих проектах и перспективах развития.
«Мы разработали комплексную экологическую систему, при применении которой полностью исключается бесконтрольное образование и бесконтрольный сброс жидких отходов на водные объекты и на почву», — сказал Руслан Зейналов. Он отметил, что компания строит в России приемно-наливные станции жидких отходов, оборудует места образования отходов таким образом, что все данные попадают на единую интерактивную карту. «К сожалению, контролю ЖБО уделяется крайне мало внимания, поэтому мы разработали многофункциональную систему, которая показывает, сколько отходов образовалось в том или ином регионе, куда они транспортировались и как обезврежены. К карте имеют доступ абсолютно все контролирующие это направление органы», — добавил Руслан Зейналов.
Что касается дальнейшего развития, «РосПромЭко» в течение трех месяцев планирует завершить реализацию пилотного проекта в Волгограде. Параллельно идет строительство приемочной станции в городе Волжском, и в сентябре начинается строительство в Астрахани. «Есть в планах Нижний Новгород, Краснодар и Ростов — эти люди уже приезжали к нам, разговаривали и ждут, когда мы будем готовы», — заключил Руслан Зейналов.
Создатель группы компаний «Орто-Доктор» Роман Алехин отметил, что производственная франшиза — сложное направление. «Орто-Доктор» был представлен на Moscow Franchise Expo 2018 на объединенном стенде Курской области. «У нас два вида продуктов: салон ортопедии и наша производственная франшиза и социальный бизнес — изготовление протезов верхних и нижних конечностей. Я в этом бизнесе с 2002 года и решил, что накопил достаточно опыта и знаний в этой области для того, чтобы начать ими делиться. Мы даже не называем это франшизой, у нас — партнерство с франчайзи», — отметил Роман Алехин.
Предприниматель гордится тем, что «Орто-Доктор» — одна из немногих, если не единственная компания в России, которая может наравне с госпредприятиями конкурировать на рынке. «Есть Московское протезно-ортопедическое предприятие, которое занимает около 80% рынка. У нас есть свои заводы в Курской, Белгородской и Орловской областях, и в этих регионах мы нанимаем новых людей и обучаем их — заказов очень много, мои люди не успевают», — добавил Роман Алехин.
Производство упаковали в франшизу совсем недавно — на Выставке она как раз была презентована. По словам Романа Алехина, в первые два дня спрос со стороны потенциальных франчайзи был невелик — четыре человека за два дня работы. Не самый большой ажиотаж объясняется сложностью данного вида деятельности: необходимо вкладывать в оборудование и в торговлю. «В производстве нужно вложиться в оборудование — это порядка 1,5 млн рублей, порядка 2 млн рублей — в товары, если мы говорим про магазин. Это не копейки, где заплатил взнос, купил ножницы и стриги. Но надо сказать, что к полудню третьего дня Выставки, когда мы думали, что к нам уже не подойдут, пришли четыре человека и оставили контакты. Это люди, которые действительно хотят открыть нашу франшизу», — сказал Роман Алехин.
Среди наиболее острых проблем для франчайзинга в России создатель группы компаний «Орто-Доктор» назвал отсутствие нормального правового регулирования. «Многие предприниматели, с которыми я общаюсь, очень сильно обожглись о франшизу. Когда появляется что-то новое, то в отрасль входят жулики, которые хотят быстро урвать куш за счет других. К сожалению, эти люди сильно подпортили репутацию и идею франчайзинга. Я не верю во франшизы, в которых нет роялти, если во франшизе есть только первоначальный взнос, то от нее лучше бежать», — рассказал Роман Алехин, назвав второй существенной проблемой отсутствие хороших банковских продуктов для финансирования открытия бизнеса по франшизе. Но в последнее время государство стало значительно больше уделять внимания поддержке предпринимательства, в том числе на законодательном уровне.
В США и Европе уже есть готовые банковские продукты именно под франшизу, есть рейтинги франчайзеров и франшиз, и, исходя из этих рейтингов, банки оценивают риски и финансируют франшизы. Нам этого не хватает. Такой инструмент вкупе с избавлением от мошеннических схем, может сильно подтолкнуть развитие бизнеса в России и изменить его в сторону профессионализма. Априори франчайзинг — это профессиональное делание бизнеса и самая крутая и довольно дешевая школа MBA. Найди хорошего франчайзера, купи франшизу, и ты получишь отличный MBA — настоящий, с практикой», — сказал Роман Алехин.
Всемирный форум по франчайзингу и выставка Moscow Franchise Expo 2018 прошли 30 мая — 1 июня в рамках Московской недели предпринимательства. Организатором мероприятий выступает Российская ассоциация франчайзинга при поддержке Фонда Росконгресс, правительства Москвы, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.