Ключевые выводы
Опасения, что технологическое развитие сокращает рабочие места, необоснованны
«Не надо бояться, нужно просто внимательно всё отслеживать, и не нужно пугать представителей тех или иных профессий, что скоро этой профессии придет конец», Максим Топилин, министр труда и социальной защиты РФ.
«Вопросник среди исполнительных директоров со всего мира <...> Мы спрашиваем, как технологии влияют на их команды. <...> 62% этих исполнительных директоров считают, что они будут нанимать больше людей в будущем, а не меньше, даже несмотря на внедрение искусственного интеллекта», Билл Томас, председатель KPMG International.
«Технологии и технологическая трансформация несут большие изменения на рынок труда. Появляются совершенно новые рабочие места, к ним предъявляются совершенно новые требования», Светлана Лукаш, шерпа России в G20, заместитель начальника экспертного управления Президента РФ.
Цифровизация меняет требования к трудовым навыкам
«Нам нужны в нужном месте нужные люди с нужными навыками. Причем это необходимо сделать на устойчивой основе в долгосрочной перспективе», Билл Томас.
«Люди в будущем будут вынуждены чаще менять свою работу, их карьера не будет линейной, как сейчас», Аннемари Мюнц, президент Всемирной конфедерации занятости.
«Этот эффект колоссален в контексте робототехники, процессов автоматизации, появлении новых алгоритмов, которые могут намного больше, чем просто повторять существующие решения», Бруно Бертон, управляющий директор Accenture.
Проблемы
Повышение трудоспособного возраста
«Наблюдается проблема старения населения по целому ряду причин. <...> Наблюдается возрастная стратификация. <...> Наблюдается куда больший процент рабочей силы, которая относится к старшему поколению», Билл Томас.
«К сожалению, у нас стареющее общество в западных обществах. <...> И очень молодое общество в других странах, но недостаточно занятости для молодых», Хайнц Коллер, директор регионального офиса по Европе и Центральной Азии Международной организации труда (МОТ).
Рост безработицы среди молодёжи
«Сейчас безработица среди молодежи в 3 раза больше, нежели безработица среди взрослого населения, это беспрецедентно», Билл Томас. «Остается 200 млн человек без работы по всему миру и 66 млн молодых мужчин и женщин. <...> Если вам меньше 25, то шанс оказаться безработным в 3 раза выше», Хайнц Коллер.
Сложность регулирования нестандартных форм занятости
«Какие вызовы имеются в виду? Безусловно, это рост нестандартной занятости и гибких новых форм предпринимательства. Это неплохо, но не совсем понятно. <...> Большинство этих нестандартных форм занятости это незарегистрированный труд, соответственно, неформальный. <...> Государство не получает налоги. Но также возникают вызовы и для таких работников, они не обеспечены социальной защитой», Светлана Лукаш.
«Что касается гибких форм занятости <...> таковые по-прежнему не вполне понимаются в целом. Их часто сдерживают неоправданные ограничения», Аннемари Мюнц.
Неравенство доходов и высокий уровень бедности
«Возникает проблема усиливающегося неравенства в гарантии дохода <...> Это уже начинает формировать отдельную угрозу занятости и доверию к существующим политическим системам», Хайнц Коллер.
«Более чем 700 млн рабочих продолжают жить в бедности. Люди работают, но не в состоянии выбраться из бедности <...> даже в Европейском союзе», Хайнц Коллер.
Решения
Развитие системы непрерывного образования
«Речь идет сейчас о непрерывном обучении на протяжении всей жизни, только так мы сможем адаптироваться к новому миру», Светлана Лукаш. «Мы постоянно пытаемся аккуратно передавать регуляторику в сфере требований к образованию, обучению <...> работодателям. Не министерство труда в перспективе должно утверждать профессиональные стандарты», Максим Топилин.
«Долгосрочное обучение становится как никогда важным на фоне того, как быстро устаревают старые знания. По оценкам Международного экономического форума, к 2020 году 20% рабочих мест изменятся», Эрол Киресепи, президент Международной организации работодателей (МОР).
Изменение подходов к регулированию рынка труда
«Необходима модернизация, обновление регуляторной среды, которая предполагала бы возможность различных типов занятости, различных контрактов», Аннемари Мюнц.
«Модель законодательства, которая привязана к XX веку <...> мы должны постепенно отходить от этого», Ренате Хорнунг-Драус, управляющий директор Конфедерации немецких ассоциаций работодателей (BDA).
«Ещё один важный момент <...> это внедрение цифровых технологий в отношения между работником и работодателем. <...> Мы сейчас практически завершили подготовку первого пакета законов по так называемой электронной трудовой книжке. Дальше готовим проекты законов по электронному кадровому производству вообще», Максим Топилин.
Социальный диалог на тему развития рынка труда
«Ответы на эти сложные процессы можно найти только путем социального диалога. <...> И именно здесь играет ключевую роль G20, предоставляя такую возможность и такой механизм», Светлана Лукаш.
«Для бизнеса важно, чтобы социальный диалог не был самоцелью, а был ориентированным на результат и способствовал росту конкурентоспособности компаний и социальной стабильности общества», Давид Якобашвили, президент ООО «Орион Наследие».
Поддержка малого предпринимательства
«Включение инклюзивности в отношении малых предприятий. Потому что 60-90% создания новых рабочих мест будет происходить в формате малых предприятий. <...> Ещё это содействие предпринимательству в целом», Даниэль Фунес де Риоха, председатель «Деловой двадцатки» в рамках председательства Аргентинской Республики в G20.
Подробнее на сайте информационно-аналитической системы Фонда Росконгресс.