Ключевые выводы
Создание цифровых экосистем необходимое условие конкуренции за потребителя в финансовой сфере
«Экосистемы родились отчего? Люди не хотят заниматься финансовыми вопросами. Но вместе с тем, совершая самые разные процессы в нашей жизни, мы непрерывно сталкиваемся с финансами. И экосистема это попытка для конечного потребителя дать удобный, хороший, простой, безопасный пользовательский опыт», Екатерина Петелина, генеральный директор ООО «Платежная система Виза».
«Людям интересно только решение их конкретных задач, все остальное абсолютно нерелевантно. Ведь что такое экосистема? Экосистема это нечто, которое дает пользователю больше надежности пользоваться какими-то смежными сервисами, которыми до этого он не пользовался, и упрощает пользование ими <...> Те компании, которые решают проблемы пользователей, те и победят», Грег Абовский, финансовый директор «Яндекс».
«Для того чтобы быть в будущем победителем на рынке, самое главное это всегда сколько вы знаете о вашем потребителе, какие ценности вы несете потребителю и какие проблемы вы можете решить для этого потребителя. Вот это знание является ключом к успеху», Ли Ван, руководитель по странам Европы, Ближнего Востока и Африки Ant Financial.
«Мы начали как некоторый цифровой банк, но мы расширяем нашу сферу услуг. Мы уже залезли в другие области: в область путешествий, инвестиционных продуктов, контента (разные lifestyle-подсказки, помощь, которая улучшает жизнь наших клиентов). Соответственно, это финансовые услуги, это другие услуги, не забывая про мобильные связь, которые все представлены с одним интерфейсом, с совместимым пользовательским опытом в одном месте. Вот это суть экосистемы. Это единственный способ конкурировать на будущее с Big Tech», Оливер Хьюз, председатель правления АО «Тинькофф Банк».
Финансовые сервисы все более востребованы игроками из других отраслей
«Многочисленны случаи, когда нефинансовые компании идут в платежи. Мы видим мобильных операторов и не только. Авиалинии, food retail. Зачем? Потому что платежи позволяют очень хорошо знать твоего потребителя. <...> Сейчас очень многие переходят к борьбе за платежи, транзакции, потому что это позволяет владеть информацией и позволять приносить как раз ту самую релевантность для потребителя, тот самый пользовательский опыт, предлагать ему здесь и сейчас и то, что ему нужно», Екатерина Петелина.
Российский финансовый рынок открыт к цифровым инновациям
«В 2016 году Visa тоже сделала огромный шаг и стала из процессинга экосистемой. Мы создали платформу Visa Developer Platform, мы создали набор APIs, которые сейчас активно используются и во всем мире, и в России. И по части из этих новых сервисов Россия лидирует сейчас в мире. Мы очень продвинутый и инновационный рынок, и многие из возможностей, которые открываются сейчас в мире, в целом очень активно используются сейчас в России. Россия и Китай это две страны, которые наиболее восприимчивы к инновациям», Екатерина Петелина.
«В России сегодня есть и всегда были преимущества: это очень сильная разработка, лучшие IT-специалисты и аналитики в мире, очень большое онлайн-население это самое большое онлайн-население в Европе, почти 80 млн людей, 40 млн смартфонов», Оливер Хьюз.
Проблемы
Банкам трудно конкурировать с технологическими компаниями
«Потребители не заинтересованы в технологиях, они заинтересованы в удобстве, они заинтересованы в решениях. Но для банка это недостаток, когда им приходится конкурировать с игроками, которые создают свои экосистемы, но это не невозможно <...> Банки не тратят такие деньги, которые тратят технологические компании на инновации. Сложно конкурировать с людьми, которые выросли благодаря искусственному интеллекту, благодаря анализу больших данных, и для больших банков это в целом большая проблема», Спирос Маргарис, венчурный инвестор; основатель Margaris Advisory.
Решения
Сотрудничество между финансовыми экосистемами
«Экосистемы строятся от финансовых платформ. На стыке между этими игроками что-то интересное рождается. И здесь между нами будет конкуренция в области разных сервисов, и в том числе финансовых, но и будет сотрудничество между нами, потому что, если ты клиент, ты не участвуешь в одной экосистеме, ты участвуешь во многих экосистемах. Соответственно, это возможность сотрудничать, делать сервисы вместе. К сожалению для банков, которые это не поняли два года назад и не воспользовались теми преимуществами, которые есть в России сегодня и всегда были ты уже всё, тебя нет», Оливер Хьюз.
Повышение качества услуг для частных клиентов
«Есть прекрасная работа, которую еще надо сделать. Эта работа касается того, что мы называем B2C рынка или каждого из нас с вами в отдельности. Огромная возможность улучшить новыми услугами и новыми интерфейсами рынок для частных лиц. B2B часть это другой тип рынка, это не тот же банкинг. И в нее сейчас мы особо не смотрим. Мы считаем, что это в будущем и немножко за тем профилем, который нам сейчас интересен. А вот что касается карманных денег каждого из нас с вами, это то, в чем мы надеемся перевернуть этот мир», Василь Лацанич, генеральный директор ПАО «ВымпелКом».
Подробнее на сайте информационно-аналитической системы Фонда Росконгресс.