Работа Российского форума малого и среднего предпринимательства, прошедшего 23 мая в рамках ПМЭФ, завершилась пленарным заседанием «Вовлечение в предпринимательство». Темой дискуссии стали меры, которые необходимо предпринять для улучшения имиджа предпринимателя. В свою очередь, это должно повлиять на желание все большего числа россиян заняться собственным делом. Модератором дискуссии выступил проректор, директор Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Алексей Комиссаров.
Россияне в основном положительно относятся к малому бизнесу, констатировал первый докладчик – президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин: «За 30 лет в стране сформировался малый бизнес, этот сегмент достаточно большой, и население к нему положительно относится». Однако 95% компаний, работающих в сфере малого бизнеса, являются микропредприятиями, а в целом капитализация российских субъектов МСП гораздо меньше, чем за рубежом. Иными словами, не происходит массовой акселерации, сделал вывод Александр Калинин. По его словам, для выполнения заявленных целей по развитию малого бизнеса в России необходимо привлечь в эту сферу как минимум около 1 млн новых людей.
Генеральный директор, председатель правления АО «Корпорация „МСП“» Александр Браверман и генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Светлана Чупшева рассказали о реальных мерах поддержки малого бизнеса. Это, в частности, создание соответствующей инфраструктуры, помощь в привлечении инвестиций и доступ к системе государственных закупок. «То, что сделала за последние годы Корпорация МСП, – это колоссальный результат. И мы видим это по опросам, которые проводим по стране, – отметила Светлана Чупшева. – Если говорить о проектах АСИ касательно вовлечения в предпринимательство, мы видим большую нишу в области обучающих и акселерационных программ». В качестве примера она привела создание Фонда развития интернет-инициатив и Фонда поддержки социального предпринимательства.
Генеральный директор Ассоциации малого и среднего бизнеса Германии (BVMW) Маркус Йергер поделился зарубежным опытом развития малого бизнеса. «Если культивировать и воспитывать малый бизнес, в будущем он вырастет в крупные компании. Поэтому стабильность экономики зависит от малого и среднего бизнеса», – подчеркнул Маркус Йергер. Он также призвал представителей России и Германии объединить усилия и продолжить укрепление экономических связей вопреки спорным вопросам, возникающим в текущей политической конъюнктуре.
От лица субъектов Российской Федерации выступили губернаторы Калужской и Ульяновской областей Анатолий Артамонов и Сергей Морозов. По словам Анатолия Артамонова, важным венчурным вкладом государства в развитие МСП может стать помощь в получении бизнес-образования. Также губернатор призвал власти «умерить новаторский зуд». «Опыта тяжело набраться, потому что постоянно меняются правила игры, – пояснил Анатолий Артамонов. – Если мы говорим, что малый бизнес должен поверить в наши правила, давайте позволим ему жить по ним хотя бы в течение пяти или десяти лет».
Лейтмотивом выступления Сергея Морозова стал тезис «вчерашняя формула успеха – это сегодняшний рецепт неудач». В этой связи в Ульяновской области внедряются проекты, стимулирующие цифровизацию бизнес-климата, а в местных школах впервые в России вводится всеобщее предпринимательское образование.
Участие в сессии также приняли: заместитель генерального директора ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) Дмитрий Медников, генеральный директор АО «Деловая среда» Андрей Ванин, старший вице-президент, руководитель блока «Корпоративный бизнес» ПАО Сбербанк Анатолий Попов, основатель ГК Beauteam Константин Сунцов и владелец группы компаний Like, инвестор Аяз Шабутдинов.
Подводя итоги дискуссии, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев подчеркнул важность популяризации малого бизнеса. «Нам очень не хочется забюрократизировать эту историю. Войти в некую стандартную, обычную государственную программу с планом действий, с ответственными органами исполнительной власти, потому что популяризацию имиджа предпринимателя такими способами мы не сделаем», – отметил Олег Фомичев. «Сейчас у нас положительный предприниматель в телевизоре показан как хороший человек, несмотря на то, что он бизнесмен. А нужно показывать, что он хороший человек, потому что бизнесмен», – резюмировал заместитель Министра.