Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Инвестиционные проекты в Арктике: преференциальные режимы

17 июня 2022
Инвестиционные проекты в Арктике: преференциальные режимы

Ключевые выводы

Дальний Восток помог Арктике в экономическом развитии

«У нас Арктика в некотором долгу перед Дальним Востоком. В начале в рамках системы управления на Дальнем Востоке были созданы новые условия, многие из которых были беспрецедентными для России. <...> Принимались исторические решения: и по территориям опережающего развития, по Свободному порту [Владивосток — Ред.], по выравниванию энерготарифов, по дальневосточной ипотеке. Когда Арктическую зону Российской Федерации к этой системе присоединили, еще более агрессивные режимы — такие, как крупнейшая в мире свободная экономическая зона АЗРФ, — запускались, административного сопротивления было меньше», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«То, как сегодня в Арктике себя ведет государство — от федеральных до региональных властей — это самый яркий пример эффективного государственно-частного партнерства, потому что это дает конкретный эффект в новых проектах, стройках, рабочих местах и перспективах, которые открываются для людей, живущих на Севере», — губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Ресурсы России способствуют продвижениям в Арктике

«Многие сочувствовали Российской Федерации из-за того, что на нас „ресурсное проклятье“: нефть, газ. Поэтому мы мало можем производить. <...> Это вершина пирамиды, когда настолько масштабные проекты [по добыче. — Ред.], создают такое благосостояние, которое может выдавать по 10 млрд долларов в год. Давайте не стесняться нашего ресурсного богатства, а, наоборот, максимально эффективно его задействовать», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«Не менее значимые и проекты по добыче с особыми характеристиками угля и ряда других, именно поэтому можно с абсолютной уверенностью сказать, что перспективы финансового благополучия и социально-экономического развития Красноярского края в значительной, а может быть, даже и в решающей мере связаны именно с Арктикой», — губернатор Красноярского края Александр Усс.

«Инвестиционная программа „Норильского никеля“ укладывается в стратегию, утвержденную до 2030 года, это 2,5 трлн рублей. <...> Это экологическая программа с сокращением выбросов диоксида серы, это рост добычи в два раза, стопроцентное удвоение наших обогатительных мощностей, создание новых современных металлургических производств в Норильске и Мурманской области. Это в итоге [даст. —Ред.] рост производства наших металлов на 30–40%. Мы уверены, что наши металлы будут востребованы», — старший вице-президент — руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО «ГМК „Норильский никель“» Сергей Дубовицкий.

«Проект ЦСКМС [Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области — Ред.] — это, по сути, первый в мире завод по производству заводов СПГ, где они строятся на основании гравитационного типа и в дальнейшем транспортируются к месту добычи углеводородов, это позволяет экономить время и деньги, еще и несет огромный экологический эффект. <...> Сегодня ЦСКМС — это место притяжения огромного количества подрядчиков, производителей отечественного СПГ-оборудования. <...> Сегодня мы с этими предприятиями взаимодействуем, успешно локализуем, импортозамещаем оборудование, которое необходимо для реализации наших проектов. Если у первого проекта „Ямал СПГ“ уровень локализации был прядка 30%, то „Арктик СПГ-2“, рассчитываем, уже будет уровень 50–60%, в планах — добиться импортозамещения 90% и более», — заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Эдуард Гудков.

ПРОБЛЕМЫ

Отток населения и нехватка кадров

«Мы говорим о создании новых производств, соответственно, новых рабочих мест. Оцениваем, что это не менее 6,5 тысячи новых квалифицированных специалистов, которых дополнительно надо привлечь в Арктическую зону. К тому же, восполнить специалистов в суровых арктических условиях достаточно сложно», — старший вице-президент — руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО «ГМК „Норильский никель“» Сергей Дубовицкий.

«Вспомнил картинку, которая гуляла по соцсетям: „Улетая из Мурманска последним, выключи свет“. Это было такое настроение еще три-четыре года назад, когда Арктика — это было что-то далекое, холодное, бесперспективное, брошенное. У людей было такое отношение. Гигантский отток людей, который начался с 1990 года, — тому подтверждение. <...> Уверенность в том, что в Арктике, на Севере, можно и нужно жить, жить здесь и сейчас, жить в будущем — это самый главный результат той работы, которая проведена», — губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Небольшим проектам арктического туризма не хватает поддержки государства

«У нас есть хороший потенциал для туризма — Маньпупунер, но это особо охраняемая зона. Мы там не можем построить большие отели, это запрещено законом, а на маленьких кемпингах не можем набрать тот критерий, который установлен в основе предоставления грантов — это две тысячи ключей, три-четыре звезды. Мы не вписываемся. <...> Просьба — дать нам на пять лет фору, снизить [требования. — Ред.] для нас», — глава Республики Коми Владимир Уйба.

«Мы этот вопрос даже у Президента России Владимира Путина поднимали. В части антикризисных мер — НДС обнулить для маленьких туристических проектов уже готовы, пока снизить планку по ключам не готовы. Мы с главой Ростуризма Зариной Догузовой постоянно обсуждаем. Будем бить в одну точку и добьем», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«Наверное, туризм не в состоянии обеспечить на каждый рубль, вложенный государством, шесть или восемь рублей прибыли, но два мы сделаем. <...> Мы очень надеемся, что к нашим объектам, например, электричество будут тянуть с меньшими ожиданиями прибыли, чем когда тянут к каким-то ресурсным проектам», — генеральный директор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин.

«Мне кажется, что фокус нужно держать на средний бизнес. <...> Хотел бы обратить внимание на вопрос присоединения и состояния сетей. <...> У нас сегодня износ сетей не позволяет серьезным образом развиваться. <...> Чтобы ситуацию привести к балансу, нам надо за четыре-пять лет повышать тарифы примерно на 15% в год. Население, естественно, защищено, нагрузка ляжет на малый и средний бизнес, который пользуется средним и низким напряжением. Это большой вызов», — губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

РЕШЕНИЯ

Арктика вернет долг Дальнему Востоку с запуском круглогодичной работы Севморпути

«Северный морской путь. Самая важная задача <...> — доделать СМП <...> и 100 млн тонн [грузооборота — Ред.], убежден, уже в этом десятилетии будет, <...> 200 млн тонн тоже будет. Что это значит? Это совершенно другое количество ледоколов, другой уровень, это новый флот, который нужно построить. <...> Мы говорим об инвестициях в порядка 300 млрд рублей. И это небольшие инвестиции в новую экономическую дорогу жизни, которая будет приносить нам, не устаю об этом говорить, более 10 млрд долларов каждый год», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«Общая программа [развития СМП. — Ред.] измеряется порядка 700 млрд рублей. Это те решения, которые приняты. Чтобы обеспечить развитие восточного направления Северного морского пути у нас к 2030 году должно стоять не менее пяти атомных ледоколов, чтобы обеспечить регулярную круглогодичную навигацию и обеспечить стратегическую линию по соединению запада и востока страны, в какой-то степени альтернатива Транссибу. Было принято решение по строительству шести дополнительных ледоколов. <...> Четыре ледокола госкорпорация [„Росатом“ — Ред.] будет строить за счет собственного ресурса», — специальный представитель по вопросам развития Арктики Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

«Мы сейчас начинаем осмысление идеи о создании на Енисее, ниже по течению, речного порта, чтобы часть грузов с Транссиба замкнуть на Енисей и далее на Северный морской путь. Это такое значимое, революционное решение», — губернатор Красноярского края Александр Усс.

Портовые мощности привлекут инвестиции в АЗРФ

«Мы развернули масштабную инвестиционную программу по модернизации и увеличению пропускной способности по всей цепочке, в частности, по порту Дудинка. Предполагаем увеличить мощность этого порта с 3,5 до 5 млн, вкладываем 40 млрд рублей. Обновляем полностью крановое хозяйство, более 50 новых портовых кранов появится на замену, 11 уже работают», — старший вице-президент — руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО «ГМК „Норильский никель“» Сергей Дубовицкий.

«Базовый проект для нас — Мурманский транспортный узел. <...> Зафиксировано то, что в 2023-м первые 18 млн тонн груза пойдут на западный берег, и новый порт заработает, это за собой тянет еще два готовых проекта, два новых порта пойдут в работу, пойдет та самая железная дорога, которая необходима. В итоге к 2030 году планируем, что достигнет оборот порта 80 млн тонн, а это уже та самая трансформация в уникальный логистический хаб базового порта Северного морского пути», — губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Переселение жителей Крайнего Севера

«Говоря о фронтальном освоении Арктики, подчеркну тот факт, что содержание поселенческой инфраструктуры — удовольствие очень и очень дорогое, в разы дороже, нежели жизнь на материке. Поэтому мы должны понимать, где просматриваются проекты, а где, к сожалению, они уже исчерпаны. Есть целый ряд поселений, в том числе и на территории Красноярского края, где, на мой взгляд, мы должны думать о создании условий для переезда живущих там людей на другие территории с более благоприятными климатическими условиями», — губернатор Красноярского края Александр Усс.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org