Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Культурный код финансового ЗОЖ: как медиа формируют новые поведенческие установки?

16 июня 2022
Культурный код финансового ЗОЖ: как медиа формируют новые поведенческие установки?

Ключевые выводы

Финансовое просвещение в России должно перерасти в финансовую культуру

«Давайте перестанем говорить о финансовой грамотности и будем говорить о финансовой культуре, потому что это гораздо более серьезное, сложное и важное явление. Ликбез мы уже прошли, мы уже не в первом классе, а в восьмом», — декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Александр Аузан.

«У нас за десять лет, когда проект был пилотным, и он действительно был про финансовую грамотность — отдельные азы, основы, — была проделана очень серьезная работа на методологическом уровне. Наши пять ведущих экономических университетов сформировали, действительно, универсальную базу для системы образования. Она в общем касается всех аспектов, всех сфер, всех уровней образования от дошкольного, как бы это ни звучало странно, до образовательных программ для старшего поколения. И могу сказать, что на сегодня мы совершенно точно представляем задачи развития финансовой культуры на базе этих наработок как задачи стратегически важные для всей финансовой системы», — заместитель Министра финансов Российской Федерации Михаил Котюков.

Проекты финансовой грамотности должны быть такими же разнородными, как и население России

«Что мы знаем про российскую культуру? Во-первых, она оказалась двухъядерной. То есть по важнейшей характеристике индивидуализм/коллективизм <...> оба мотора у нас есть, но представьте себе, как по-разному люди будут реагировать, например, на проблему риска. <...> Хотелось бы отойти как от риска русской рулетки, так и от неготовности вкладываться куда-нибудь, кроме депозитов государственных банков, которые теперь тоже не понимают, что делать с этим счастьем», — декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Александр Аузан.

ПРОБЛЕМЫ

Просвещение не меняет поведенческие установки человека

«Мы в 1993 году начали как конфедерация потребителей иметь дело с финансовыми услугами, обманами и прочим. Какую мы с вами прошли эволюцию? Мы, мне кажется, вместе сделали колоссальную и очень сильную в мировом смысле систему финансового просвещения. Означает ли это, что мы решили проблему — нет. Потому что в какой-то момент обнаружилось, и не только у нас, что просвещение — вещь, безусловно, важная, нужная и полезная, но она не меняет поведенческую установку человека. Человек знает, что так нельзя, а надо вот так, но поступает тем не менее в соответствии с поведенческой установкой, потому что за ней стоят определенные ценности. Ценности и поведенческие установки — это и есть культура в экономическом смысле», — декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Александр Аузан.

В культурной среде России по-прежнему считается плохим тоном говорить о деньгах

«Вы знаете, как тяжело талантливым людям, особенно в регионах, особенно если это связано с нашим уникальным культурным наследием, если это связано с народными промыслами, как им тяжело найти своего бизнесмена, как тяжело им самим стать бизнесменами. <...> Подчас, когда мы говорим о культуре, это еще и неприлично: мы же храмы, у нас бюджетки не должно быть, мы же должны вообще только про смыслы. Только в этих храмах есть трубы, есть, простите, вся канализация, есть световое оборудование», — Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.

РЕШЕНИЯ

Изменение финансовых ценностей через сферу креативных индустрий

«Креативные индустрии — это будущая сильная сторона российской экономики, если мы сумеем этот креативный потенциал превратить в индустрии, то есть в определенный оборот собственности, авторских и смежных прав, торговых знаков, товарных марок. Заметьте, у нас перенакопления денежного капитала нет, а перенакопление человеческого капитала есть. Поэтому на этой точке нужно выстроить продвижение. И мне кажется, что соединение креативных индустрий с экспертным знанием и медийными возможностями — это шанс что-то очень аккуратно подвигать в ценностях и поведенческих установках», — декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Александр Аузан.

«То, что мы видим из проектов, которые приходят к нам, то, что мы видим по заявкам, которые получаем — есть целый пласт людей, у которых культурный код уже изменен. Это поколение, которое выросло с айпадом и телефоном в руке. Пока это в основном подростки, дети, но они по-другому реагируют. Для них покупка встроенной игры кнопкой является стандартом, когда ее нет — это странно. Сама логика, что внутри бесплатного продукта может быть что-то платное, впитана с самого начала. И есть определенная предустановка, что такое может случиться везде», — генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Алексей Гореславский.

Разработка проектов по финансовой грамотности с учетом современных запросов молодой аудитории

«Считаю, что пришло время этот проект выводить из сферы образования и максимально доносить его до самых широких слоев населения, используя все необходимые для этого возможности. Я благодарен за предложение совместить экспертное наполнение и возможности креативной индустрии в плане донесения. Потому что сегодня молодое поколение особо по-другому на многие вещи смотрит и доверяет представителям различных сфер, нам нужно эти сферы вовлечь в наш проект», — заместитель Министра финансов Российской Федерации Михаил Котюков.

Активное использование опыта регионов в формировании финансовой грамотности

«Мы еще стали составлять социокультурную карту страны. С Всероссийской венчурной компанией мы пятьлет занимались исследованиями. Наверное, регионов 1517 охватили и поняли, что, во-первых, нация у нас есть, <...> но есть значительные вариации, их можно использовать для того, чтобы вникнуть в удивительные возможности для развития. Мы знаем, как креативная индустрия в Якутии работает: и видеоигры, и кино, и так далее. Вообще в каждом регионе можно найти черты, на которые можно и нужно делать ставки», — декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Александр Аузан.

«В прошлом году у нас произошло очень знаковое событие — во всех абсолютно регионах у нас сегодня существует программа развития финансовой грамотности. То есть проект из пилотного, экспериментального, которым он был десять предыдущих лет, стал по-настоящему всероссийским. И здесь, конечно же, роль регионов определяющая. Наша цель — чтобы каждый гражданин имел возможность доступа к различным материалам. <...> И здесь регионы, конечно же, всегда будут иметь более богатую практику, чем наши представления о ее возможностях. На земле люди живут, они быстрее найдут формы реализации, и мы сегодня собираем лучшие региональные практики», — заместитель Министра финансов Российской Федерации Михаил Котюков.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org