Ключевые выводы
Финансовое просвещение в России должно перерасти в финансовую культуру
«Давайте перестанем говорить о финансовой грамотности и будем говорить о финансовой культуре, потому что это гораздо более серьезное, сложное и важное явление. Ликбез мы уже прошли, мы уже не в первом классе, а в восьмом», декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Александр Аузан.
«У нас за десять лет, когда проект был пилотным, и он действительно был про финансовую грамотность отдельные азы, основы, была проделана очень серьезная работа на методологическом уровне. Наши пять ведущих экономических университетов сформировали, действительно, универсальную базу для системы образования. Она в общем касается всех аспектов, всех сфер, всех уровней образования от дошкольного, как бы это ни звучало странно, до образовательных программ для старшего поколения. И могу сказать, что на сегодня мы совершенно точно представляем задачи развития финансовой культуры на базе этих наработок как задачи стратегически важные для всей финансовой системы», заместитель Министра финансов Российской Федерации Михаил Котюков.
Проекты финансовой грамотности должны быть такими же разнородными, как и население России
«Что мы знаем про российскую культуру? Во-первых, она оказалась двухъядерной. То есть по важнейшей характеристике индивидуализм/коллективизм <...> оба мотора у нас есть, но представьте себе, как по-разному люди будут реагировать, например, на проблему риска. <...> Хотелось бы отойти как от риска русской рулетки, так и от неготовности вкладываться куда-нибудь, кроме депозитов государственных банков, которые теперь тоже не понимают, что делать с этим счастьем», декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Александр Аузан.
ПРОБЛЕМЫ
Просвещение не меняет поведенческие установки человека
«Мы в 1993 году начали как конфедерация потребителей иметь дело с финансовыми услугами, обманами и прочим. Какую мы с вами прошли эволюцию? Мы, мне кажется, вместе сделали колоссальную и очень сильную в мировом смысле систему финансового просвещения. Означает ли это, что мы решили проблему нет. Потому что в какой-то момент обнаружилось, и не только у нас, что просвещение вещь, безусловно, важная, нужная и полезная, но она не меняет поведенческую установку человека. Человек знает, что так нельзя, а надо вот так, но поступает тем не менее в соответствии с поведенческой установкой, потому что за ней стоят определенные ценности. Ценности и поведенческие установки это и есть культура в экономическом смысле», декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Александр Аузан.
В культурной среде России по-прежнему считается плохим тоном говорить о деньгах
«Вы знаете, как тяжело талантливым людям, особенно в регионах, особенно если это связано с нашим уникальным культурным наследием, если это связано с народными промыслами, как им тяжело найти своего бизнесмена, как тяжело им самим стать бизнесменами. <...> Подчас, когда мы говорим о культуре, это еще и неприлично: мы же храмы, у нас бюджетки не должно быть, мы же должны вообще только про смыслы. Только в этих храмах есть трубы, есть, простите, вся канализация, есть световое оборудование», Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.
РЕШЕНИЯ
Изменение финансовых ценностей через сферу креативных индустрий
«Креативные индустрии это будущая сильная сторона российской экономики, если мы сумеем этот креативный потенциал превратить в индустрии, то есть в определенный оборот собственности, авторских и смежных прав, торговых знаков, товарных марок. Заметьте, у нас перенакопления денежного капитала нет, а перенакопление человеческого капитала есть. Поэтому на этой точке нужно выстроить продвижение. И мне кажется, что соединение креативных индустрий с экспертным знанием и медийными возможностями это шанс что-то очень аккуратно подвигать в ценностях и поведенческих установках», декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Александр Аузан.
«То, что мы видим из проектов, которые приходят к нам, то, что мы видим по заявкам, которые получаем есть целый пласт людей, у которых культурный код уже изменен. Это поколение, которое выросло с айпадом и телефоном в руке. Пока это в основном подростки, дети, но они по-другому реагируют. Для них покупка встроенной игры кнопкой является стандартом, когда ее нет это странно. Сама логика, что внутри бесплатного продукта может быть что-то платное, впитана с самого начала. И есть определенная предустановка, что такое может случиться везде», генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Алексей Гореславский.
Разработка проектов по финансовой грамотности с учетом современных запросов молодой аудитории
«Считаю, что пришло время этот проект выводить из сферы образования и максимально доносить его до самых широких слоев населения, используя все необходимые для этого возможности. Я благодарен за предложение совместить экспертное наполнение и возможности креативной индустрии в плане донесения. Потому что сегодня молодое поколение особо по-другому на многие вещи смотрит и доверяет представителям различных сфер, нам нужно эти сферы вовлечь в наш проект», заместитель Министра финансов Российской Федерации Михаил Котюков.
Активное использование опыта регионов в формировании финансовой грамотности
«Мы еще стали составлять социокультурную карту страны. С Всероссийской венчурной компанией мы пятьлет занимались исследованиями. Наверное, регионов 1517 охватили и поняли, что, во-первых, нация у нас есть, <...> но есть значительные вариации, их можно использовать для того, чтобы вникнуть в удивительные возможности для развития. Мы знаем, как креативная индустрия в Якутии работает: и видеоигры, и кино, и так далее. Вообще в каждом регионе можно найти черты, на которые можно и нужно делать ставки», декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Александр Аузан.
«В прошлом году у нас произошло очень знаковое событие во всех абсолютно регионах у нас сегодня существует программа развития финансовой грамотности. То есть проект из пилотного, экспериментального, которым он был десять предыдущих лет, стал по-настоящему всероссийским. И здесь, конечно же, роль регионов определяющая. Наша цель чтобы каждый гражданин имел возможность доступа к различным материалам. <...> И здесь регионы, конечно же, всегда будут иметь более богатую практику, чем наши представления о ее возможностях. На земле люди живут, они быстрее найдут формы реализации, и мы сегодня собираем лучшие региональные практики», заместитель Министра финансов Российской Федерации Михаил Котюков.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org