Ключевые выводы
Город и власти настроены на создание городских архитектурных доминант
«Важны ли доминанты для города Санкт-Петербурга? Никто в зале естественно не поднимает руку и не скажет Нет, я против! Конечно, доминанты нужны и думаю многие из присутствующих здесь профессионалов в сфере архитектуры прекрасно помнят указ Николая Первого, запрещавший строить здания карнизом выше Зимнего дворца, за исключением храмов. Соответственно, большая часть доминант городских это храмовые сооружения и спорить с важностью формирования архитектурного облика за счет зданий, которые возвышаются над общей средовой застройкой, бессмысленно. Они обязательны», председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Администрация Санкт‑Петербурга Сергей Макаров.
«Дискуссии по поводу воссоздания доминант, а утрачено их в нашем городе (Санкт-Петербург ред.) очень много, ведутся довольно долгое время, и у нас даже есть городской городской 820й, в котором есть перечень утраченных доминант, рекомендуемых к воссозданию. То есть городская политика в общем-то настроена на то, чтобы архитектурные доминанты в городе были», председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Администрация Санкт‑Петербурга Сергей Макаров.
Городские архитектурные доминанты необходимо не только воссоздавать, но и строить новые
«Может быть нам еще подумать не просто о воссоздании, может быть нам подумать о создании новых доминант? <...> Может быть развитие города еще и в том, чтобы строилось и создавалось что-то новое, а не только воссоздавалось? В этом смысле Лахта центр, который Газпром сделал, и все, что вокруг него это интересно? Интересно, это новое, это создание каких-то новых пространств», заместитель председателя Союза журналистов Санкт-Петербурга Наталья Черкесова.
Барокко визитная карточка Северной столицы
«Мне кажется, что мы можем сколько угодно говорить о терминологии воссоздания. Мне кажется, речь идет о завершении феноменального ансамбля Растрелли <...> И эта башня это кульминация эпохи штукатурного Петербургского барокко, она не случилась, к сожалению <...> Мир воспринимает нас (Санкт-Петербург ред.) как город Барокко, все остальное им неинтересно», академик архитектуры, заслуженный архитектор России; вице-президент Региональной творческой общественной организации Союза Архитекторов России «Санкт-Петербургский Союз Архитекторов» Михаил Мамошин.
«Стиль барокко является даже в большей степени, чем стиль неоклассицизм характерным для столицы России, особенно при Елизавете Петровне. Именно при этой императрице в результате семилетней войны Россия была признана как империя. И в моем представлении создание такой колокольни (Смольного собора ред.) и было символическим выражением самого высокого статуса России в мировой иерархии. То есть, восстанавливая сегодня эту колокольню, мы восстанавливаем историческую память», профессор факультета искусств ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»; профессор Международной академии архитектуры в Москве; советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН); член Российской академии художеств Юрий Савельев.
ПРОБЛЕМЫ
Существуют юридические ограничения на воссоздание архитектурных доминант в Петербурге
«Конечно у нас существуют довольно серьезные законодательные ограничения по части воссоздания объектов и нового строительства в центре. У нас, допустим, в федеральном законодательстве есть запрет на строительство на территории объектов культурного наследия. Я в 2015м году высказывал еще свою позицию, что это запрет абсолютно неверный, и объект объекту рознь: где-то можно строить, где-то нельзя. Меня страшного критиковали <...> Есть объекты, которые по своим характеристикам архитектурным вполне могут быть видеоизменены», председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Администрация Санкт‑Петербурга Сергей Макаров.
«Мы со стороны власти оценивали в том числе возможность предоставления земельного участка для реализации инвестиционного проекта в части воссоздания доминанты Смольного собора. Конечно, сейчас хотелось бы отметить, что правовых оснований в настоящий момент по строительству объекта нет. Действительно, придется вносить большое количество изменений для того, чтобы реализовать указанный проект. Потому что это и охранная зона, и расположение объекта в зоне культурного наследия Смольный собор <...> нужно обсуждать, принимать решение, учитывать общественное мнение и только после этого уже принимать окончательное решение о возможности размещения объекта», директор ГБУ «Управление инвестиций» Анна Исакова.
«В принципе наверное доминанты надо. Но прежде всего должна быть юридическая основа для того, чтобы мы могли что-то построить. Потому что у нас сложный город (Санкт-Петербург ред.) Очень часто хорошие инициативы девелоперов застревают в судах, в связи с этим многие инвестиционные проекты откладываются. Поэтому для того, чтобы что либо-сделать, особенно сложное для обсуждения, необходимо очень хорошо проработать юридическую позицию», архитектор, генеральный директор компании «Город» Татьяна Новицкая.
Идея воссоздания колокольни Смольного собора кажется утопичной
«Идея с так называемым воссозданием колокольни Смольного собора это классический симулякр. Дело в том, что ни о каком воссоздании речь идти вообще не может <...> Здесь идет речь о новом строительстве по нереализованному проекту нашего выдающегося зодчего спустя 250 лет после его смерти. И здесь нужно говорить не только о юридических моментах, которые на сегодня запрещают это. Нужно говорить о тех принципах охраны культурного наследия, которые заложены и в международных документах, и в нашей практики. Здесь нет абсолютно никаких оснований для того, чтобы этот объект строить», заместитель председателя санкт-петербургского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов.
«Сам Растрелли остановил это строительство (колокольни Смольного собора ред.) <...> Потому что он испугался, что это просто упадет. Потому что даже сегодня я попросил наших конструкторов прикинуть, как на известковом растворе из кирпича слабо? Сто с чем-то (метров ред.). Они говорят, да нет, пожалуй, упадет <...> Во всяком случае госэкспертизу не пройдете никогда, гарантирую», руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн.
В России не хватает школы воссоздания архитектурных памятников
«Мы не идеально воссоздаем (эпоху Барокко ред.), мы учимся воссоздавать. Потому что специалист пройдет, и даже лучший увидит, что несет XXI веком сильно», руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн.
РЕШЕНИЯ
Воссоздание архитектурных доминант в Петербурге важно с точки зрения не только туризма, но и наследия
«Вопросы сохранения культурного наследия для Петербурга чрезвычайно важны и, безусловно, формирование общественного мнения без этого никак не обойтись. В любом вопросе, в том числе и воссоздания архитектурных доминант, безусловно, это должно быть поддержано широко и поддержано общественным мнением», заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Антон Иванов.
«Я могу сказать, что реконструкция колокольни Смольного собора Растрелли в Санкт-Петербурге один из ярких примеров таких объектов, которые с их новым содержанием могут стать туристической достопримечательностью мирового уровня, уместной и актуальной сегодня. Поэтому что сказать? Надо восстановить», профессор архитектуры Университета Приштины Любиша Фолич.
«Мне кажется, создание таких новых историй очень интересно, очень важно. Да, оно сложно с точки зрения юридической, законодательно, но мне кажется, что мы должны оставить после себя что-то интересное. И несмотря на то, что люди с возрастом становятся консервативней, Петербург, мне кажется, все-таки город прогрессивный, и, если у нас получится реализовать этот проект, мне кажется, это будет очень здорово. В Петербурге появится то, на что будут приезжать смотреть и вспоминать эту самую работу, которую мы с вами проводим», вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Мейксин.
Юридический вопрос воссоздания архитектурных доминант решаем
«Если мнение экспертов, мнение горожан будет направлено на то, чтобы все-таки воссоздавать этот ансамбль (Смольный собор ред.), я, безусловно, готов в эту историю войти и все сделать для того, чтобы все законодательные проблемы были решены как можно быстрее именно на уровне федеральной власти», депутат Государственной Думы Российской Федерации Игорь Ананских.
«Что касается колокольни, наверное все-таки я тоже склоняюсь к ощущению того, что назвать это воссозданием довольно сложно, потому что это никогда не было построено. Опять-таки, воссоздание не в натуральных материалах наверное тоже с точки зрения классического термина воссоздание тоже здесь есть определенный вопросы. Надо ли строить колокольню? Точно надо! Возникает вопрос где? У меня есть на него ответ <...> Это рядом с садом на Неве излучина Невы <...> или напротив на Охте», заслуженный архитектор Российской Федерации Владимир Григорьев.