Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

На пути к устойчивому будущему: «зеленая» альтернатива традиционному топливу

17 июня 2022
На пути к устойчивому будущему: «зеленая» альтернатива традиционному топливу

Ключевые выводы

Россия находится в выгодном положении в мире по запасам газа, но не использует полностью потенциал

«Мы способны сегодня заправлять газом значительно большее количество автомобилей, а загрузка газозаправочной инфраструктуры составляет всего 36% в среднем по России. <...> Чтобы сегодня загрузить все наши заправки, нужно заправлять полмиллиона автомобилей. Наша задача — иметь в 2024 году одну тысячу заправок на метане, и это реально, и все будет зависеть от того, как будет развиваться сама автомобильная сеть, потому что, по сути, мы работаем в убыток. <...> Мы находимся в самом выгодном положении из всех стран мира. Мы имеем дешевый ресурс, и мы плохо пользуемся этим», — специальный представитель Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа Виктор Зубков.

«Россия — богатейшая страна по запасам газа, но мы не используем его, у нас нулевая эффективность. 36% эффективности заправок, рентабельности — ноль, и заправки у нас убыточные», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Борисов.

«Газ — это наше достояние, и стратегия низкоуглеродного развития, которая должна быть реализована с большим использованием газа во всех сферах, в том числе в транспорте», — Министр энергетики Российской Федерации Николай Шульгинов.

«Природный газ — то, за что можно ухватиться и „вытащить“ всю экономику. У нас запасов газа на сто лет. Сейчас соседи — Азербайджан, Узбекистан и другие страны — истощают свои запасы и у нас будут покупать его, чтобы содержать свой транспорт на природном газе. <...> Это „вытащит“ всю экономику России через удешевление, экологию и более широкое применение газа во всех сферах», — специальный представитель Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа Виктор Зубков.

Россия должна встать на путь внедрения газомоторной техники

«Путь на интенсивное внедрение газомоторной техники — это наш естественный правильный из возможных путей. <...> Свыше 30 миллиардов „Газпром“ затратил на создание инфраструктуры. В совокупности все наши производители еще около 10 миллиардов рублей из собственных средств затратили, чтобы освоить выпуск газомоторной техники, и сегодня ни рубля не надо, чтобы перейти на серийный выпуск этой техники», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Борисов.

ПРОБЛЕМЫ

Меры господдержки по стимулированию перехода транспорта на природный газ недостаточны

«Развитие рынка газомоторного топлива в мире возможно тогда, когда государство поддерживает эту отрасль. <...> Работа по субсидированию проводится, но недостаточно. <...> Мы вложили в развитие этой отрасли почти 100 миллиардов рублей, автопредприятия вложили средства в разработку линеек. Много вложено средств, нужна реальная господдержка, а она небольшая», — специальный представитель Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа Виктор Зубков.

«Субсидирование переоборудования автомобилей на газомоторное топливо [идет — Ред.] в недостаточных величинах, его нужно увеличивать — это точно», — Министр энергетики Российской Федерации Николай Шульгинов.

РЕШЕНИЯ

Регионы должны иметь равные возможности для развития инфраструктуры газомоторного топлива

«Необходимо дать право всем регионам участвовать в строительстве заправок и получать за это дотацию. У нас почему-то было выбрано только 25 регионов, а у нас их более 80. Нужно дать равные условия всем регионам. <...> Нужно принять распоряжение Правительства, где прописать, что все регионы имеют право участвовать в программе строительства заправок на природном газе и получать поддержку», — специальный представитель Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа Виктор Зубков.

«Нужно поддержать регионы, поставить их в равные условия, чтобы динамика пошла по тем регионам, где сегодня ее не видно», — губернатор Ростовской области Василий Голубев.

Господдержка на развитие инфраструктуры простимулирует переход на газомоторное топливо

«Было принято решение в три раза увеличить субсидии на автотранспорт на СПГ, хотя у нас нет ни заправок СПГ, да и вообще нет СПГ, по сути. Надо построить заводы и заправки СПГ, а субсидия увеличена. Нужно выровнять субсидии на метан и СПГ. <...> Нужно предусмотреть выделение порядка 10 миллиардов рублей субсидий для автопредприятий, которые производят технику на газомоторном топливе. На переоборудование вместо 700 миллионов рублей предусмотреть до 1,5 миллиардов рублей», — специальный представитель Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа Виктор Зубков.

«3,3 миллиарда рублей на льготные субсидии для кредитных организаций для такого рынка — ничто, эту сумму нужно утраивать. 10 миллиардов — та сумма, с которой надо шагать, чтобы стимулировать спрос потребителей на газомоторный транспорт», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Борисов.

«Переоборудование существующей техники под газомоторное топливо не имеет смысла, так как в муниципалитетах износ этой техники приближается к ста процентам. Когда мы говорим о формировании госпрограммы, то должны предусмотреть, чтобы обеспечение техникой на газомоторном топливе осуществлялось за счет федерального бюджета, а регионам было поручено формирование инфраструктуры и сервисного обслуживания», — губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.

«Техническая возможность производить такую технику есть. Вопрос в том, что нужно подтолкнуть спрос, потому что и малый бизнес, и компании в условиях неопределенности не готовы к этому. Наша задача — стимулировать спрос. Будем рассчитывать, что первые 3,3 миллиарда рублей поддержки позволят подстегнуть спрос, чтобы расширить количество техники на газомоторном топливе», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Альберт Каримов.

«Поддержки явно недостаточно и нет балансировки. Меры поддержки должны быть такими, чтобы обеспечить минимум 60% загрузки инфраструктуры, чтобы делать рентабельным и окупаемым ее создание и торговлю газом в качестве моторного топлива. <...> В десятки раз надо увеличить меры поддержки», — председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный.

Нужно увеличить парк автомобилей на газомоторном топливе

«Через технический регламент и его ужесточение будем стимулировать убирать с рынка дизельную и бензиновую технику. Это техника сферы жилищно-коммунального хозяйства, силовых структур и так далее», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Борисов.

«Для потребления природного газа в качестве моторного топлива в объеме 2,7 миллиарда кубов к 2024 году нам необходимо порядка 530 тысяч автомобилей, работающих на газе. То есть за три года нужно увеличить автопарк на 280 тысяч машин, и достижение показателя возможно через увеличение мер господдержки автопроизводителей и компаний, осуществляющих переоборудование техники на газ», — заместитель председателя правления, член совета директоров ПАО «Газпром» Виталий Маркелов.

Снижение стоимости газомоторного топлива станет стимулом к переходу на него

«Исходя из опыта работы могу сказать, что стоимость газомоторного топлива должна быть в пределах 50% меньше стоимости дизельного топлива, не 20-30%, а 50%. Это даст эффективность работы», — губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org