Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Креативные индустрии, внутренний туризм и региональные инвестиции. Новые возможности экономики впечатлений

17 июня 2022
Креативные индустрии, внутренний туризм и региональные инвестиции. Новые возможности экономики впечатлений

Ключевые выводы

Россияне открыты внутреннему туризму и неочевидным местам отдыха

«Прогноз у нас позитивный: 75% опрошенных допускают для себя возможность выбирать отдых в России, даже если бы была возможность выехать куда-то за рубеж — сейчас она по очевидным причинам ограничена», — генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

«Что сейчас происходит вокруг Москвы, если посмотреть? Насколько развивается Суздаль! Насколько развиваются все направления, которые, условно, 5-6 часов на автомобиле от центра, куда вы можете выехать на два-три дня, посмотреть, полностью изменить свое сознание — потому что во многих этих местах действительно совершенно другая атмосфера, где мы отключаемся от быстрого ритма наших городов», — генеральный директор «Кемпински Мойка 22» Евгения Нагимова.

«Три четверти опрошенных говорят, что хотят посетить не только замечательные места, известные всем и каждому, но и что-то особенное, что-то не очень, может быть, популярное и известное, но имеющее тем не менее какие-то привлекательные аспекты. Причем этот интерес достаточно высок во всех возрастных группах, а максимума, конечно, достигает в самой молодой группе — 18-24 года», — генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Туризм может существенно улучшить положение малых городов

«Как показывает мировой опыт, что касается малых городов, при возникновении там какой-то даже небольшого туристического потенциала до 30% населения возможно привлечь к занятию туризмом — это и создание дополнительных рабочих мест, и улучшение общего благополучия населения», — генеральный директор «Кемпински Мойка 22» Евгения Нагимова.

В России уникальные гольф-клубы, но играет всего 11 тысяч человек

«У нас очень широка география российских гольф-полей. Открыть этот вид спорта можно от Санкт-Петербурга до Свердловской области. Всего 27 гольф-объектов, и в этом году мы прирастаем на два новых очень крупных гольф-проекта: во Владимирской области и в Красноярске <...>. В России играет всего 11 тысяч человек, но у нас совершенно уникального уровня гольф-клубы», — эксперт в спортивном премиальном туризме Анна Овчинникова.

ПРОБЛЕМЫ

Социология показывает, что туристическим кешбэком мало кто пользуется

«О том, что государство помогает развитию внутреннего туристического рынка, мы, конечно знаем. Меры — разные, наверное самая известная из них — это кешбэк. Увы, пока, как выясняется, далеко не все воспользовались этой опцией. В 2021 году по итогам туристического сезона только 2% опрошенных сказали нам, что реализовали эту возможность. С чем это связано? С информированностью, или со сложностью оформления, или с тем, что быстро кончаются лимиты? Ну, наверное со всем подряд», — генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Во внутреннем туризме сохраняется множество барьеров

«Доступность регионов остается основным сдерживающим фактором для развития многих территорий. Состояние автомобильных дорог, насыщенность железными дорогами... Поезд даже из Санкт-Петербурга в Архангельск едет три раза в неделю! Из Москвы он ежедневный. И это сдерживает инвестиционную привлекательность региона», — генеральный директор «Кемпински Мойка 22» Евгения Нагимова.

«Стимул поездки в том числе и в нетуристические места — мы не говорим о Санкт-Петербурге, о Сочи — он тоже на самом деле существует. Но, конечно, существуют, увы, и барьеры, не надо о них забывать. И главный из них на сегодняшний день — это дороговизна. Все мы знаем, что соотношение стоимости и получаемое удовольствие и эффект зачастую пока еще говорит не в пользу российского предложения на туристическом рынке. Две трети опрошенных говорят, что сдерживает именно высокая стоимость. Все остальные возражения кратно реже возникают и, очевидно, легко преодолимы», — генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

«Туризм на Байкале — это всегда поиск баланса между экономикой и экологией. Это обустройство качественной туристической инфраструктуры — с целью, чтобы как можно большее количество туристов могло посетить Байкал, получить незабываемые впечатления и при этом не нанести, а может, и вообще не нанести ущерба уникальной хрупкой природе Байкала», — министр туризма республики Бурятия Алдар Доржиев.

РЕШЕНИЯ

«Кроме цены есть еще стоимость проезда и качественное питание по приемлемой цене. Вот такие барьеры, и они не сильно меняются, в общем, несмотря на то что наш внутренний туристический рынок развивается. Эти барьеры остаются прежними. Значит, на них и нужно концентрироваться», — генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

«В каком-то обозримом будущем — три-четыре года — при постоянном упоминании в СМИ, соцсетях возможно развитие туризма в таких нетуристических городах, о которых многие даже не слышали», — генеральный директор «Кемпински Мойка 22» Евгения Нагимова.

«В нашей жизни, конечно, мы сейчас должны объединиться и проводить как можно больше мероприятий именно для внутренней аудитории и гостей нашей страны. В этом наверное наша задача» — вице-президент Банка ВТБ, коммерческий директор «ВТБ Арена» Наталья Малинова.

«Момент, который важен для любого курорта, к чему стремится или уже сделали в Сочи и Геленджике — с помощью мероприятий мы продлеваем сезон. Они проходят в низкий сезон — в ноябре или апреле, то есть не в те основные даты, когда есть туристы. И позволяют генерировать туристический поток. Это очень важно: мы плавно уходим от перепадов количества туристов к круглогодичной загрузке», — генеральный директор Центра туризма Абрау-Дюрсо Денис Заболотний.