Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

От экономики знаний к экономике талантов: новые возможности

17 июня 2022
От экономики знаний к экономике талантов: новые возможности

Ключевые выводы

Работа по выявлению и поддержке талантов обеспечит рост экономики в будущем

«Таланты — это очень многогранное понятие. Это не только какая-то техническая, не только такая чисто „знаниевая“ вещь. Это таланты в очень многих направлениях. И эти таланты действительно определят переход к новому обществу», — помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко.

«Мы задумались о том, что, может быть, подумать об опережающей истории и сделать ставку на работу с талантами в дополнение к ставке на работу с профессией и компетенцией, тем более что понятно, что идеология „одна профессия на всю жизнь“ уже на сегодняшний день уходит в прошлое. <...> Конечно, работая с талантами, мы понимаем, что мы работаем в высокой степени неопределенности, мы работаем с будущим. И поэтому очень важно каждый раз нам как бизнесу поверять себя и оценивать те инвестиции, которые мы вкладываем в развитие людей», — ректор Корпоративного университета «Газпром нефть» Илья Дементьев.

«Мы можем вспомнить много талантов из нашей истории, но сколько людей себя не реализовали. И в этом смысле создание государственной системы выявления, поддержки, продвижения талантов, то, что сделано в России в последние годы — система „Сириус“. Мне кажется, она означает собой качественный сдвиг. У нас не было в истории такой системы. У нас действительно всегда таланты сами пробивались. <...> Мне кажется, сегодня мы — страна, народ — создаем как раз условия для формирования нового качества экономики за счет специально выявленных и продвинутых талантов», — председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский.

ПРОБЛЕМЫ

Отсутствие мотивации к обучению и отток талантливых людей

«Глобальная помощь была бы в изменении общественного настроения от „бери от жизни все“ до того, „чтобы все это взять, нужно много и долго впахивать“. Это на самом деле серьезно. И мы в своей практической работе видим, как очень и очень природно одаренные дети к концу школы, к сожалению, „стухают“ именно потому, что у них нет этого заряда, этого желания много, регулярно и плодотворно трудиться. Это большая серьезная проблема», — директор ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239» Максим Пратусевич.

«Университет представляется больше как такой конденсат талантов. То есть он его собирает, но не сможет удержать, если нет вокруг экосреды. Они приходят на определенное время и должны войти в экономику талантов. А сделать это можно в нескольких случаях. Ведь талант хочет жить, он проявляется в жизни. <...> То есть, он хочет либо продуктивной деятельности, либо открытий. Вот открытия — это наука. То есть университет должен показать большую дорогу в науку, долгосрочную, может быть? действительно сложную», — ректор ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (ЮФУ) Инна Шевченко.

«В Иране был фокус на развитии научного образования после революции, чтобы у большого количества людей был доступ к образованию, чтобы люди по всей стране, люди разных социальных слоев могли получить образование... Но потом стало понятно, что большое количество талантов в университетах после окончания образования уезжает за границу. И чем больше санкций накладывалось на Иран, тем важнее было развивать свои таланты. <...> Казалось, что таланты могут проявиться только, если уедут из страны, уедут куда-то еще», — проректор по международной части, профессор факультета иностранных языков и литературы Тегеранского государственного университета Сейед Мохаммад Маранди.

РЕШЕНИЯ

Выстраивание совместной работы бизнеса и различных образовательных структур

«Мы поняли, что работа только внутри компании, даже с привлечением больших инвестиций, на самом деле не так эффективна, как если бы мы применили бизнес-подход и делали бы то же самое, что мы делаем в основном бизнесе, — работать с партнерами. В этом смысле практически на каждом уровне — и на высшем образовании, и на среднем теперь... и даже в области школьного образования — мы стараемся найти надежных и эффективных партнеров. И в этом смысле от идеологии традиционной, принятой для бизнеса „заказчик — подрядчик“, когда бизнес как бы заказывал у образовательных учреждений хорошо подготовленных выпускников, мы перешли к идеологии „партнер — партнер“», — ректор Корпоративного университета «Газпром нефть» Илья Дементьев.

«Если же талант проявляется в своей практической деятельности, то университет должен обеспечить коллаборацию со стратегическими партнерами, чтобы... талант перетекал в продуктивную деятельность и создавал решения», — ректор ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (ЮФУ) Инна Шевченко.

«Позвольте мне подчеркнуть наше сотрудничество с высшими учебными заведениями России. Мы работаем в разных аспектах науки. И это очень важно. Мы выбираем, куда мы хотим прийти, мы смотрим, что поддержит нас на этом пути, и направляем туда больше усилий», — главный директор Института экономических исследований в области инноваций при Техническом университете Цване Расиган Махарадж.

«В наших институтах, в которых проводятся научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, существуют так называемые базовые кафедры наших опорных вузов, где студенты-аспиранты могут ознакомиться с возможностью экспериментальной базы, понять, какие НИОКР ведутся в институтах, чем институт живет. <...> У нас есть ряд программ, так называемых стажировок. Они у нас даже называются „Лаборатории роста Росатома“, когда мы берем студентов-аспирантов, приглашаем их в наши институты, приглашаем на наши установки», — генеральный директор АО «Наука и инновации» Павел Зайцев.

Повышение статуса и престижа науки

«Мы стараемся героизировать науку, потому что приходят на имя, приходят на крутую лабораторию, на крутую, может быть, несбывшуюся мечту. И в этом смысле мы видим такой приток, потому что на программы магистратуры в области естественных или инженерных наук у нас большее количество поступивших из других регионов. Мы спрашиваем: „Почему пришли?“ Они говорят: „Мы читали статью о конкретном профессоре, он решает крутые задачи, нам интересно, мы тоже хотим попробовать“», — ректор ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (ЮФУ) Инна Шевченко.

«Как нам восстановить доверие к науке, веру в науку? Первый вариант — это стипендии. Потому что социальное участие в реформировании науки должно быть очень сильным. И индустрия, промышленность — она не отделена от науки, она должна также участвовать в этом процессе. И не стоит быть наивным. Сейчас происходит битва между идеями, соревнование, но это не значит, что у нас нет шансов быть успешными», — главный директор Института экономических исследований в области инноваций при Техническом университете Цване Расиган Махарадж.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org"