Ключевые выводы
У молодого поколения больше возможностей, они готовы преодолевать кризис, учиться и вкладываться
«Возможностей огромное множество. На самом деле время сейчас такое главная конкурентоспособность именно у молодых людей. Потому что, с одной стороны, нам нечего терять, мы гораздо более, скажем так, налегке, мы не успели еще набрать тот капитал, как наши старшие коллеги. С другой стороны, мы гораздо быстрее, адаптивнее. И в этом смысле любой кризис это время возможностей. Сегодня для молодых открываются безграничные возможности», руководитель Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Ксения Разуваева.
«Мы говорим сегодня про поколение Z, чем оно отличается. В частности, исследование РБК [гласит, что] выделены четыре уникальных элемента этого поколения: это приоритет видеоконтента, интерактивные форматы, групповое обучение и критическое восприятие информации. Это то, на что сейчас ориентированы в том числе наши проекты. Концепция образования как лучшая инвестиция очень близка представителям поколения Z. <...> Молодежь сейчас хочет учиться, готова учиться, готова в это вкладываться. Это очень приятно, очень обнадеживает. <...> В большей степени молодежь интересуется финансовой сферой, играми, здоровым образом жизни. Дополнительно хочу добавить сюда тему экологии: среди молодых людей уделяют [внимание] экологии где-то две трети. [Если брать] мое поколение, мы не были такими ответственными и не всегда понимали важность экологических подходов», генеральный директор АНО «Россия страна возможностей» Алексей Комиссаров.
«Я осмелюсь утверждать, что это особенность того поколения, с которым мы имеем дело как с ядерной частью молодежи, желание делать мир лучше, участвовать в жизни своей страны, это то, что этих ребят отличает», проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дмитрий Земцов.
ПРОБЛЕМЫ
Необходимо помочь молодежи в вузах сохранить интерес к профессии и мотивировать работать в своей стране
«Молодое поколение оно очень такое прикольное, оно интересное. Что мы замечаем: что раньше мы выбирали профессию, а потом вуз, а теперь они сначала вуз выбирают, а потом профессию. И даже если они хотят изначально быть атомщиками это не значит, что они окончат вуз и будут ими. Здесь очень важно сохранить интерес к профессии и помочь им выбрать профессию, когда они учатся в вузе. И второе у них очень разные желания. <...> По нашим наблюдениям, карьеру делают те, которые не ставят себе такую цель. Они просто увлечены тем делом, которое они делают, они развиваются постоянно, у них всегда хватает времени на что-то дополнительное, и карьера это всегда следствие», генеральный директор Корпоративной Академии Росатома Юлия Ужакина.
«В первые недели после начала спецоперации многие эксперты говорили, что нас ждет катастрофа, что айтишники массово покидают Россию. Назывались цифры от 8 до 70 тыс. человек, которые уже уехали или уедут в перспективе. Но на деле ситуация обстоит совершенно по-другому. Многие из тех, кто уехал на эмоциях, на панике, уже возвращаются. <...> Отток составил порядка 1-1,5% специалистов. Порядка 80% тех, кто уехал, уже вернулись», директор АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко.
«Айтишники сейчас важны как воздух для государства, именно поэтому им оказывается такое внимание со стороны правительства и именно поэтому на них в принципе надежда всей страны. <...> Айтишникам важно, чтобы они были востребованы не только внутри страны, но и имели отношение к тем процессам, которые происходят в мире. Например, в такой области, как управление интернетом или развитие информационно-коммуникационных технологий на глобальном уровне», директор АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» Вадим Глущенко.
РЕШЕНИЯ
Молодому поколению необходима мотивация со стороны государства
«Мы на собственном опыте убедились, насколько эффективны те конкурсы, которые делаются на федеральном уровне. У нас уже есть примеры, когда даже школьники, пройдя обучение, приходят к нам на стажировку. К слову сказать, в Росатоме ежегодно около 7 тыс. стажировок детки проходят. Это стажировки оплачиваемые, они уже вполне погружаются в сферу Росатома», генеральный директор Корпоративной Академии Росатома Юлия Ужакина.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org