Ключевые выводы
Проблема появления контрафакта является общемировой, и она обостряется
«Очевидно, что проблема контрафакта это проблема не только нашей страны. <...> Начну с тех исследований, которые делали ведущие международные ассоциации в этой сфере. По их утверждениям, проблема общемировая, продолжает оказывать давление на экономики стран, несет в себе риски здоровью и жизни потребителей. Все исследования практически в 2021 году утверждают, что от производства поддельной продукции в мире ежегодно теряется около 3 млн рабочих мест. От употребления недоброкачественных лекарственных препаратов и продуктов ежегодно умирает 1,5 млн человек. Исследования также единодушны в том, что основным источником происхождения контрафактных товаров являются страны Юго-Восточной Азии, одним из крупнейших потребителей этой продукции являются Соединенные Штаты Америки», первый заместитель директора АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» (АНО «ННЦК») Байсолт Хамзатов.
«Контрафакт есть во всех странах. На Средиземноморье можно пойти на море и купить практически любое изделие на пляже. Сейчас, в условиях того, что открыт параллельный импорт, опасность контрафактной продукции возрастает. Та продукция, которая подлежит маркировке, она и по параллельному импорту должна ввозиться или маркироваться на таможенных складах. С другой стороны, у наших соответствующих органов есть все возможности для того, чтобы пресекать этот поток», статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов.
ПРОБЛЕМЫ
Запрет определенных товаров увеличит оборот контрафактной продукции
«Табачная отрасль у нас по бюджетообразующей части является второй после нефтегазовой. Потенциал, который мы видим, [это] практически на горизонте пяти лет один трлн рублей можем получить. Порядка 10 млрд [рублей] инвестиций мы получили, это 10 тыс. рабочих, которые заняты непосредственно в этой сфере. Это важная стратегическая и экономическая сфера. <...> Сейчас [предпринимается] попытка запретить никотинсодержащую продукцию. Моя позиция как эксперта запрещать вообще ничего нельзя. Все, что мы запретим, все будет мимо бюджета в том же объеме представляться в нашей стране. Регулировать это дает возможность определять качество продукции (мы защищаем здоровье наших граждан), наполнять бюджет, да и вообще контролировать, кто что ввозит», сопредседатель экспертного совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию конкуренции на рынках никотинсодержащей продукции, вопросам государственного регулирования отношений в сфере производства и оборота табачной и инновационной никотинсодержащей продукции Сергей Катасонов.
РЕШЕНИЯ
Законопроекты в части оборота табачной продукции и ликеро-водочных изделий позволят увеличить собираемость акцизов и снизить уровень контрафакта
«У нас есть два основных направления работы, где мы видим участие, в первую очередь, алкогольного и табачного рынка, потому что действительно там благодаря системам маркировки можно существенно повысить собираемость акцизов. И два направления, где мы видим, что бюджет недополучает доходы, это производство пива, потому что у нас есть ряд небольших производителей, которые не выплачивают акциз, и это нелегальный ввоз табака, табачных изделий. <...> По этим двум трекам мы в течение всего этого года работали, в период весенней сессии полностью сформировали предложения по нормативно-правовым актам, которые прошли согласование в Правительстве. Сейчас мы их согласовываем в Администрации Президента и надеемся, что в осеннюю сессию они будут приняты. Это касательно реестра пивоваров и, соответственно, введения полноценного института лицензирования импорта производства табака и сырья для табака», статс-секретарь, заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Сазанов.
«Те усилия, которые предприняла и Государственная Дума, и Правительство, целый ряд законопроектов, которые мы приняли [в части табачной продукции]. Первое ограничение перемещения [табачной продукции] физическими лицами, когда у нас была такая вакханалия, что фурами можно было завозить и фактически определять, что это для личного потребления. Второе мы приняли закон о единой минимальной цене, и сегодня примерно идем тем же направлением, что и в ликеро-водочных изделиях», сопредседатель экспертного совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию конкуренции на рынках никотинсодержащей продукции, вопросам государственного регулирования отношений в сфере производства и оборота табачной и инновационной никотинсодержащей продукции Сергей Катасонов.
«В рамках системного подхода к борьбе с нелегальными товарами Правительством было принято решение учредить Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции. По сути, ННЦК является аналитическим центром Минпромторга и участвует в информационно-аналитическом обеспечении деятельности Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции», первый заместитель директора АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» (АНО «ННЦК») Байсолт Хамзатов.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org