Ключевые выводы
Иностранные разработчики ушли, но катастрофы не будет
«Ситуация действительно непростая, такой уход или декларация об уходе с рынка ведущих глобальных вендоров ставит перед экономикой, в частности перед нефтегазом, новые вызовы. Но, по моей оценке, никакой катастрофы нет и не предвидится, потому что готовность, в части софта особенно, есть», заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.
«Мы столкнулись с определенной частью текущего санкционного давления еще с 2014 года. <...> По сложным направлениям, касающимся КИП, АСУ ТП [автоматизация процессов производств. Ред.], мы восемь лет занимались формированием каталога именно с тестированием изделий российского КИП, АСУ ТП. Мы в текущем году эту работу заканчиваем. У нас к концу этого года будет 100% аналогов, которые практически выбраны и протестированы в нашем омском технопарке. Результатами этой работы с частью коллег по цеху начинаем делиться», директор по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» Андрей Белевцев.
Потенциал рынка ПО для нефтегазовых компаний огромен
«Весь рынок нефтесервисных услуг в добыче это где-то 1,5 трлн рублей только прямых трат, из которых... затраты на расчеты и ПО будут составлять 150200 млрд рублей. У нефтепереработки объем услуг поменьше, тем не менее он тоже высокий. <...> Если все суммировать, плюс дополнительные сервисы, не связанные непосредственно с добычей и переработкой, которые заказывают нефтяные компании, то... мы говорим о рынке потенциально в несколько сотен миллиардов рублей. Это один из крупнейших рынков в стране. Сейчас предложение отечественного отраслевого ПО на этом рынке это 510%», Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.
«В прошлой жизни большое количество иностранных акционеров не всегда в силу своих юридических возможностей были готовы слушать и выполнять рекомендации того же регулятора. Сейчас ситуация поменялась. Есть заказчик квалифицированный, есть заказ достаточно большой, есть возможности и способности промышленности его реализовать. Есть деньги, ресурсы, на которые это можно сделать. В этом направлении надо бегом бежать. Соответствующие решения закреплены на самом высоком уровне. <...> Сроки определены, цели ясны, задачи поставлены», заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Шпак.
«Программное обеспечение можно условно разделить на общесистемные решения, которые востребованы в любом крупном бизнесе, в любом секторе. Второе направление это отраслевые, специализированные решения, которые нужны компаниям той или иной отрасли. В части общесистемных решений Минцифры готовы координировать работу по разработке такого рода продуктов. Если говорить об отраслевых решениях, мы в большей степени, конечно, будем полагаться на бизнес», заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.
ПРОБЛЕМЫ
Необходимость стандартизации заказа программного обеспечения
«Если раньше этим вопросом никто серьезно не занимался, то сейчас произошло обратное. Все сразу туда резко побежали. У нас же как: каждый хочет иметь у себя полным образом натуральное хозяйство. У каждого все решения должны быть самобытные, самостийные, исключительное самостоятельные. <...> Наверное, сейчас один из тех вопросов, к которому внимательным образом следует отнестись регуляторам», заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Шпак.
Невозможность одномоментной замены импортного ПО
«[Необходимо] понимание, что мы можем на начальном этапе занять максимум 2025% от этого рынка российским ПО, потому что 100% создает определенные риски, потому что ПО будет еще дорабатываться, цена ошибки очень высока. Если вы допустите ошибку со скважиной из-за того, что ПО неправильно посчитало гидроразрыв, вы потеряете сразу всю скважину, а возможно, повредите месторождение и пласт», Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.
«Началась конкуренция за ресурсы разработчиков, которых на самом деле не так много. <...> После того как мы выстроим тот самый стек [ПО. Ред.], который необходим, надо садиться и определяться с самими разработчиками, не давая возможности им на нашей беде спекулировать. Сейчас тут же поползут вверх цены и на разработку, и на поставку, и внедрение», заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Шпак.
РЕШЕНИЕ
Создание госцентров для координации разработки
«Все, о чем здесь говорилось, это сложные проекты, которые требуют других подходов, не тех, которые в обычной жизни применяются. В нашей организации был создан координационный центр, который изначально, до всех событий, был заточен под решение подобных задач. <...> Делать проекты, когда нужно помочь собрать вместе людей, которые обычно не сотрудничают, причем это касается как государственных ведомств, с которыми обычно сложнее всего, так и бизнеса», первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской федерации Дмитрий Годунов.
«Мы предлагаем... рассмотреть вопрос создания распределенного центра программного обеспечения для нефтяных компаний. Почему? Есть доверие это государственная площадка, полигон государственный. Каждая компания при этом сохраняет свою индивидуальность, свою независимость и не внедряется на площадку другой компании», губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Югры Наталья Комарова.
Тщательное тестирование внедряемого ПО
«Невозможно отдать сразу 100% под неапробированные решения. А это означает, что часть софта будет гоняться в параллели... чтобы можно было сравнивать результаты, полученные на импортном софте, который мы имеем, и отечественном. Это тоже дополнительно завысит стоимость, но здесь идет кооперация с Минцифры, чтобы субсидировать именно такие затраты», Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.
«Создание отраслевого спроса, понимание его и распределение заказов позволит минимизировать риски и иметь на максимальное количество пользователей максимальное количество данных для доработки данного софта», Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org