Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Цифровая этика и традиционные ценности в мировой индустрии развлечений и СМИ. Цифровая психология в контексте новой медиаэтичности

16 июня 2022
Цифровая этика и традиционные ценности в мировой индустрии развлечений и СМИ. Цифровая психология в контексте новой медиаэтичности

Ключевые выводы

Разделения между офлайн- и онлайн-пространствами в сегодняшнем мире уже не существует

«Для молодежи уже слово „интернет“ не является операциональным, они уже не используют слово „интернет“, потому что это уже поколение, которое выросло внутри. <...> Оно использует названия платформ. <...> Мы понимаем, что для людей, которые приходят на смену, этого разделения [на онлайн и офлайн, — Ред.] уже не существует», — основатель ООО «ЦСП „Платформа“» Алексей Фирсов.

«Говорить о каком-то водоразделе между офлайн- и онлайн-пространством на сегодняшний день точно не приходится. При этом в таком феномене, как новая этика, мы видим, как нечто, зародившееся в онлайне, очень быстро проникло в цифровое пространство. И благодаря такому смешению, с одной стороны, в новой этике мы видим, как взгляды, точка зрения каких-то малых групп начинают доминировать в обществе и расширять границы моральных ценностей, этических устоев, а с другой стороны, цифровое пространство усилило эффект от этих проявлений за счет феноменальной скорости передачи информации», — заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Юлия Аблец.

«Очень важно сейчас обращать внимание на поколение Z, молодое поколение. Они уже в виртуальной вселенной. Как раз говорили, что нет разделения, границ между онлайном и офлайном, они себя не мыслят без этого — это правда так. И технологии NFT, персонализированные аватары, 3D-аватары, Web3, — это все, что их уже интересует, они в этом мире. Упускать этот тренд нельзя», — генеральный директор ВКонтакте Марина Краснова.

Важно сохранение баланса между правами пользователей Интернета, задачами бизнеса и регуляторикой

«Задача государства — найти оптимальный баланс между правами пользователей, правами наших граждан — это основа, это должно быть во главе угла — и задачами бизнеса. И, собственно, мы в начале строительства такого законодательства», — заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

«Все равно остается на усмотрение пользователя, какой контент потреблять. Потому что если мы ограничим, введем какие-то регуляторные истории, то появятся теневые платформы, и мы уже не узнаем, чем живет молодое поколение, взрослое поколение. Поэтому поддерживаю — важен баланс между правилами, нормами, этикой. Это точно так же, как в офлайне», — генеральный директор ВКонтакте Марина Краснова.

ПРОБЛЕМЫ

Площадки и сервисы манипулируют пользователями

«Часто сервисы и ресурсы злоупотребляют тем, что пользователь находится на их площадке и пытается либо навязать нам какую-то услугу или товар, либо заставить нас большее времени проводить на их сервисах. Есть такой термин, как „темные паттерны“ — по сути дела, это манипулятивные меры, которые создаются при помощи дизайна, интерфейсов, навигации различных приложений для того, чтобы вы сделали нужное коммерческое действие для площадки, для цифрового ресурса: как купить, потратить больше денег, провести больше времени или получить больше данных», — директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин.

«Мы видим, как сейчас это [открытая коммерциализация инфлюенсеров, — Ред.] убивает само явление или, по крайней мере, становится барьером, поскольку снижает уровень доверия к самим инфлюенсерам. По данным наших опросов, на них ориентируется не менее 50%—60% интернет-пользователей, но при этом всего лишь треть считает, что блогер независим, что он независимо формирует контент. Для 60% он находится либо под воздействием коммерческих структур, либо государства, либо еще кого-то. <...> Они [люди и компании, которые формируют сферу, — Ред.] сами путем этой коммерциализации формируют серьезные сдерживающие факторы. И здесь нужно это явление корректировать», — основатель ООО «ЦСП „Платформа“» Алексей Фирсов.

Сложность поиска достоверной информации в большом потоке

«В том потоке информации, который сейчас идет в сети Интернет, очень сложно вычленить ту информацию, которая является верифицированной. Здесь, кстати, есть очень интересные подходы, связанные с технологией блокчейна в социальных сетях, которые, наверное, тоже стоит рассматривать с точки зрения деанонимизации тех людей, которые, собственно, общаются с нашими детьми. Мы должны смириться с тем, что за каждое слово, которое мы говорим в социальных сетях, мы должны нести ответственность точно также, как мы несем ответственность за те слова, которые произносим в живой жизни», — первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.

«Конечно, подлежит удалению контент, который нарушает законы Российской Федерации. Но здесь команда модерации на страже. И круглосуточно работает превентивно, активно мониторя, что происходит в Сети. Команда разработки сосредоточена на нейросетевых технологиях, компьютерном зрении, чтобы выявлять и предвосхищать, предугадывать, что тот или иной контент потенциально будет вредоносным или токсичным», — генеральный директор ВКонтакте Марина Краснова.

РЕШЕНИЯ

Разработка четких и понятных регуляторных механизмов и правил работы

«Очень важно для государства создавать четкие ясные правила работы, и эти правила должны основываться на соблюдении цифровых прав наших граждан. Одно из самых незыблемых и важных прав — это право гражданина на свободный поиск информации в Сети. И нам очень важно здесь это право обеспечить. Именно поэтому сегодня в разработке находится законодательный акт о регулировании рекомендательных сервисов», — заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

«Все правонарушения, как на улице, должны регулироваться законодательно. И они у нас в стране прекрасно регулируются уже. Если там человек вступает в банду, он несет за это ответственность. Но это не задача коммерческих компаний. Мы именно создаем комфортную цифровую среду», — председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.

Повышение уровня критического мышления и качественное интернет-образование

«Есть набор понятных инструментов того, как распознать ту или иную информацию, найти признаки фейковой, как с ней работать, как не поддаться на уловки. <...> Образовательная часть должна пронизывать абсолютно все образовательные программы — от малышей до взрослых людей, которые тоже теперь постоянно учатся», — заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Юлия Аблец.

«Это [качественное образование. — Ред.] самая важная, мне кажется, часть всего этого процесса, это фундамент: критическое мышление, способность оценить информацию, которую ты получаешь. <...> Качественное образование, критическое мышление, медиаграмотность — это важная история. Очень хорошо, что этим государство в том числе занимается, этим занимаются университеты, мы этим занимаемся», — директор по цифровым медиа и продвижению Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анна Подпрятова.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org"