Ключевые выводы
Разделения между офлайн- и онлайн-пространствами в сегодняшнем мире уже не существует
«Для молодежи уже слово интернет не является операциональным, они уже не используют слово интернет, потому что это уже поколение, которое выросло внутри. <...> Оно использует названия платформ. <...> Мы понимаем, что для людей, которые приходят на смену, этого разделения [на онлайн и офлайн, Ред.] уже не существует», основатель ООО «ЦСП Платформа» Алексей Фирсов.
«Говорить о каком-то водоразделе между офлайн- и онлайн-пространством на сегодняшний день точно не приходится. При этом в таком феномене, как новая этика, мы видим, как нечто, зародившееся в онлайне, очень быстро проникло в цифровое пространство. И благодаря такому смешению, с одной стороны, в новой этике мы видим, как взгляды, точка зрения каких-то малых групп начинают доминировать в обществе и расширять границы моральных ценностей, этических устоев, а с другой стороны, цифровое пространство усилило эффект от этих проявлений за счет феноменальной скорости передачи информации», заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Юлия Аблец.
«Очень важно сейчас обращать внимание на поколение Z, молодое поколение. Они уже в виртуальной вселенной. Как раз говорили, что нет разделения, границ между онлайном и офлайном, они себя не мыслят без этого это правда так. И технологии NFT, персонализированные аватары, 3D-аватары, Web3, это все, что их уже интересует, они в этом мире. Упускать этот тренд нельзя», генеральный директор ВКонтакте Марина Краснова.
Важно сохранение баланса между правами пользователей Интернета, задачами бизнеса и регуляторикой
«Задача государства найти оптимальный баланс между правами пользователей, правами наших граждан это основа, это должно быть во главе угла и задачами бизнеса. И, собственно, мы в начале строительства такого законодательства», заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
«Все равно остается на усмотрение пользователя, какой контент потреблять. Потому что если мы ограничим, введем какие-то регуляторные истории, то появятся теневые платформы, и мы уже не узнаем, чем живет молодое поколение, взрослое поколение. Поэтому поддерживаю важен баланс между правилами, нормами, этикой. Это точно так же, как в офлайне», генеральный директор ВКонтакте Марина Краснова.
ПРОБЛЕМЫ
Площадки и сервисы манипулируют пользователями
«Часто сервисы и ресурсы злоупотребляют тем, что пользователь находится на их площадке и пытается либо навязать нам какую-то услугу или товар, либо заставить нас большее времени проводить на их сервисах. Есть такой термин, как темные паттерны по сути дела, это манипулятивные меры, которые создаются при помощи дизайна, интерфейсов, навигации различных приложений для того, чтобы вы сделали нужное коммерческое действие для площадки, для цифрового ресурса: как купить, потратить больше денег, провести больше времени или получить больше данных», директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин.
«Мы видим, как сейчас это [открытая коммерциализация инфлюенсеров, Ред.] убивает само явление или, по крайней мере, становится барьером, поскольку снижает уровень доверия к самим инфлюенсерам. По данным наших опросов, на них ориентируется не менее 50%60% интернет-пользователей, но при этом всего лишь треть считает, что блогер независим, что он независимо формирует контент. Для 60% он находится либо под воздействием коммерческих структур, либо государства, либо еще кого-то. <...> Они [люди и компании, которые формируют сферу, Ред.] сами путем этой коммерциализации формируют серьезные сдерживающие факторы. И здесь нужно это явление корректировать», основатель ООО «ЦСП Платформа» Алексей Фирсов.
Сложность поиска достоверной информации в большом потоке
«В том потоке информации, который сейчас идет в сети Интернет, очень сложно вычленить ту информацию, которая является верифицированной. Здесь, кстати, есть очень интересные подходы, связанные с технологией блокчейна в социальных сетях, которые, наверное, тоже стоит рассматривать с точки зрения деанонимизации тех людей, которые, собственно, общаются с нашими детьми. Мы должны смириться с тем, что за каждое слово, которое мы говорим в социальных сетях, мы должны нести ответственность точно также, как мы несем ответственность за те слова, которые произносим в живой жизни», первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
«Конечно, подлежит удалению контент, который нарушает законы Российской Федерации. Но здесь команда модерации на страже. И круглосуточно работает превентивно, активно мониторя, что происходит в Сети. Команда разработки сосредоточена на нейросетевых технологиях, компьютерном зрении, чтобы выявлять и предвосхищать, предугадывать, что тот или иной контент потенциально будет вредоносным или токсичным», генеральный директор ВКонтакте Марина Краснова.
РЕШЕНИЯ
Разработка четких и понятных регуляторных механизмов и правил работы
«Очень важно для государства создавать четкие ясные правила работы, и эти правила должны основываться на соблюдении цифровых прав наших граждан. Одно из самых незыблемых и важных прав это право гражданина на свободный поиск информации в Сети. И нам очень важно здесь это право обеспечить. Именно поэтому сегодня в разработке находится законодательный акт о регулировании рекомендательных сервисов», заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
«Все правонарушения, как на улице, должны регулироваться законодательно. И они у нас в стране прекрасно регулируются уже. Если там человек вступает в банду, он несет за это ответственность. Но это не задача коммерческих компаний. Мы именно создаем комфортную цифровую среду», председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.
Повышение уровня критического мышления и качественное интернет-образование
«Есть набор понятных инструментов того, как распознать ту или иную информацию, найти признаки фейковой, как с ней работать, как не поддаться на уловки. <...> Образовательная часть должна пронизывать абсолютно все образовательные программы от малышей до взрослых людей, которые тоже теперь постоянно учатся», заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Юлия Аблец.
«Это [качественное образование. Ред.] самая важная, мне кажется, часть всего этого процесса, это фундамент: критическое мышление, способность оценить информацию, которую ты получаешь. <...> Качественное образование, критическое мышление, медиаграмотность это важная история. Очень хорошо, что этим государство в том числе занимается, этим занимаются университеты, мы этим занимаемся», директор по цифровым медиа и продвижению Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анна Подпрятова.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org"