Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Экономика лекарственного обеспечения: как достичь баланса между спросом и предложением

15 июня 2022
Экономика лекарственного обеспечения: как достичь баланса между спросом и предложением

Ключевые выводы

Цифровизация позволит оперативнее реагировать на потребности в лекарствах

«Мы видим основной наш инструмент в использовании цифры. Мы должны здесь очень четко отталкиваться от потребностей системы здравоохранения и прогнозирования. <...> Сейчас мы идем по пути эксперимента по созданию единого регистра назначений и выписки лекарственных препаратов, который даст нам возможность видеть и оценивать не только текущую, но и перспективную потребность с учетом как уже произошедших событий, так и клинических рекомендаций. У нас действует система мониторинга движения лекарственных препаратов, которая позволяет исключать вторичный вброс, появление недоброкачественной продукции. Все вместе инструменты цифры уже в ближайшее время дадут нам полную картину и понимание истинных потребностей системы здравоохранения», — первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Виктор Фисенко.

Фармрынку нужен постоянный диалог и усиление связанности

«Очень важно общение производителей с системой здравоохранения и врачебным сообществом в лице главных внештатных специалистов, коллег из Министерства здравоохранения, коллег из регионов — с точки зрения обратной связи на продукт, зоны неудовлетворенности медицины и ее потребностей. Когда врачебное сообщество указывает на них промышленности — это дополнительный, но очень важный инструмент формирования предложения. Если все вместе занимаются донастройкой продукта, который нужен, — значит, он будет и востребован, и полезен», — директор департамента фармацевтической промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Дмитрий Галкин.

«Когда мы говорим о большей связанности в принятии решений, не должно быть отдельно регистрации лекарств, отдельно медицинской практики, которая может складываться вообще по одной ей известной системе, и отдельно регистрации цены. Эти вещи все взаимоувязаны должны быть, и это тоже является инструментом анализа. Вот в чем штука заключается! Например, атомизация врача как источника медицинской практики, отказ от статистически значимых данных и международной практики, которая складывается вообще в мире, может приводить к совершенно другим результатам с точки зрения ценообразования», — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев.

Цены на лекарства остаются предметом пристального внимания властей

«Можно долго спорить о системе государственного регулирования цен на лекарственные препараты и ее критиковать, и тем не менее одна из функций госрегулирования — это сдерживание цен. Мы помощью этой системы нивелируем и социальные риски, потому что лекарственная доступность складывается из территориальной, ассортиментной и ценовой доступности», — первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Виктор Фисенко.

«Наш подход — индикативный. Мы берем и смотрим, как цена сложилась на этот же лекарственный препарат этого же производителя на конкурентных рынках. И смотрим, какую цену они нам предлагают. Если видим разницу, то говорим: нет, ребята, мы не сможем принять здесь цену, которая очень сильно отличается от конкурентных рынков, меньших по объему, чем наш. Это позволяет вести дискуссию. Почему? Потому что если мы начинаем смотреть на лекарственный препарат изнутри, через призму издержек, то издержки нам могут нарисовать любые», — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев.

ПРОБЛЕМЫ

«Всегда есть огромные риски изменения цен. Сейчас в рамках новых экономических санкций стоит вопрос, достаточно ли или недостаточно цены. Но, с другой стороны, приходится принимать решения при утвержденных бюджетах <...> А производители говорят, что им цена невыгодна. Нужно ее перерегистрировать, и тогда возникает вопрос: откуда так быстро взять деньги на то, чтобы обеспечить граждан? Есть социальные последствия таких решений, которые принимают компании не заблаговременно, а ситуативно. Поэтому, конечно, прогнозирование должно осуществляться гораздо раньше», — директор Федерального центра планирования и организации лекарственного обеспечения граждан Министерства здравоохранения Российской Федерации Елена Максимкина.

Дистанционная торговля лекарствами будет расширяться

«Многие говорят, что приблизительно 15% аптек будет банкротиться в ближайшее время. А мы территория, где самое большое количество в ЦФО сельского населения, соотношение 40/60, и самое большое количество возрастного населения — в Тамбовской области. И если города сумеют это нивелировать, то в селах очень сложно, потому что чек в результате логистики будет более дорогостоящим. Поэтому мы предлагаем разрешить пролицензировать выездную торговлю медицинским работникам на мобильных медицинских комплексах», — врио заместителя главы администрации Тамбовской области Галина Шеманаева.

РЕШЕНИЯ

«Мы сделали достаточно быстрые шаги. В предыдущие годы долгое время продолжались обсуждения по дистанционной торговле. Началась практика дистанционной торговли, и более пятисот, если не ошибаюсь, положительных решений на сегодняшний день выдано. <...> Сейчас мы занимаемся тем, что прорабатывается экспериментальный правовой режим и по дистанционной торговле рецептурными лекарственными препаратами. Это следующий шаг к повышению доступности. В конце 2021 года мы практически уравняли лицензию на меддеятельность с лицензией на фармдеятельность для территориально обособленных объектов, то есть для ФАПов и врачебных амбулаторий в тех населенных пунктах, где у нас не представлены аптечные организации. Практически все регионы в течение первого квартала 2022 года пролицензировали все свои ФАПы, попадающие под эту категорию», — первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Виктор Фисенко.

«Есть риск обеспечения импортными лекарствами, которые не имеют российских аналогов. И здесь у нас есть предложение о возможности создания на уровне Федерации запаса таких препаратов с учетом заявок регионов национальными государственными дистрибьюторами, которые логистически сумеют это сделать и это своевременное будет лекарственное обеспечение», — врио заместителя главы администрации Тамбовской области Галина Шеманаева.

Государство берет на себя выпуск дешевых, но нужных лекарств

«Есть группа препаратов — социально значимых или с низкомаржинальными рынками, где государство должно брать на себя производство. Отдельные очень низкомаржинальные, но крайне востребованные — дешевые и среднего ценового сегмента — продукты, для которых не работают существующие механизмы балансировки. Мы эти проекты запускам, их достаточно большое количество, и до 2024-2025 года так или иначе они все будут реализованы», — директор департамента фармацевтической промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Дмитрий Галкин.

Больше новостей

Все новости