В докладе, подготовленном экспертами Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА), рассматривается роль международных финансовых институтов (МФИ) в глобальной финансовой системе, а также анализируются основные факторы поддержки и риска шести региональных МФИ, реализующих проекты в России.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
МФИ являются приоритетным источником финансирования масштабных стратегических проектов и структурных реформ.
Поддерживаемые странами-акционерами, МФИ функционируют вне рамок банковского регулирования отдельных государств. Будучи источником «длинных денег», МФИ предоставляют странам возможность мобилизовать ресурсы для реализации долгосрочных стратегических проектов, содействуют внедрению и распространению лучших мировых практик проведения структурных реформ, а также развитию новых сфер кредитования, таких как «зеленое» финансирование. Относительно низкий уровень кредитного риска обеспечивается бизнес-моделью, которая лежит в основе МФИ. МФИ обладают статусом привилегированного кредитора, что предполагает первоочередное обслуживание выданных ими кредитов по сравнению с другими кредиторами. Эти механизмы финансовой устойчивости компенсируют потенциальные проблемы с активами МФИ, причина возникновения которых часто связана с контрциклическим финансированием стран, где экономическая ситуация в наибольшей степени ухудшается в условиях кризиса, а также с кредитованием долгосрочных и сложных для реализации инфраструктурных проектов, за которые зачастую не берутся национальные коммерческие банки.
Региональные МФИ выходят на первый план в финансировании российских проектов.
После введения санкций 2014 года глобальные МФИ, такие как ЕБРР, практически свернули свою деятельность на территории России. Альтернативой глобальным банкам развития в настоящее время для России выступают региональные МФИ Евразийский банк развития (ЕАБР), Новый банк развития (НБР), Межгосударственный банк (МГБ), Международный инвестиционный банк (МИБ), Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) и Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). Перечисленные МФИ финансируют различные проекты на территории России, которая, в свою очередь, является одним из основных акционеров этих банков развития.
Поддержка от стран-акционеров, достаточность капитала и запас ликвидности выступают главными факторами поддержки МФИ.
Желание и возможности стран-акционеров поддержать банк в кризисной ситуации существенно повышают кредитные рейтинги МФИ. У большинства рассматриваемых МФИ уровень объявленного капитала либо сопоставим, либо превышает как их потенциальные активы, так и обязательства, что говорит о хорошем запасе прочности МФИ в случае возникновения сложностей с исполнением обязательств.
Все шесть анализируемых МФИ поддерживают очень высокий уровень достаточности капитала, намного превышающий как нормативные значения, так и стандартные показатели коммерческих банков. Также ликвидные активы этих банков в несколько раз превышают краткосрочные обязательства, что говорит о высоком или очень высоком уровне ликвидности. Поскольку МФИ не могут рассчитывать на привлечение депозитов и/или ликвидности со стороны национальных центральных банков, а при неблагоприятных финансовых условиях им требуется значительный запас средств для своевременного и полного погашения обязательств, собственная подушка ликвидности позволяет банку обслуживать свои текущие обязательства даже в том случае, если на рынке возникают проблемы с рефинансированием.
Значительная географическая концентрация инвестиций и проблемные кредиты МФИ являются главными факторами риска МФИ.
Специфика задач, которые страны-акционеры ставят перед банками развития, зачастую обуславливает концентрацию кредитных портфелей и инвестиций на узком круге стран и заемщиков. За последние годы уровень страновой концентрации кредитных портфелей анализируемых банков существенных изменений не претерпел, и в дальнейшем такое положение дел, как полагает АКРА, вряд ли изменится.
Качество активов МФИ напрямую связано с тем, что страны-акционеры ставят перед банками развития цель по обеспечению кредитования некоммерческих проектов на протяжении всего экономического цикла, включая кризисы. Осуществление банками своих функций во время кризисных явлений в экономике может приводить к увеличению объемов проблемных кредитов, к которым АКРА относит не только кредиты, просроченные более чем на 90 дней, но и обесцененные и реструктурированные обязательства. В 2020 году четыре из шести анализируемых банков имели проблемные кредиты, наибольшая доля таких кредитов зафиксирована в ЕАБР порядка 5% от всех кредитов, а наименьшая в МБЭС 2%.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс: Длинные деньги, Финансовый рынок, Банковский бизнес и Инвестпроекты, которые посвящены банковской и финансовой деятельности, а также вопросам инвестирования.