Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Страховой Дом ВСК: «Digital-технологии массово захватывают российский бизнес»

Экспертное мнение
25 мая 2021
Страховой Дом ВСК: «Digital-технологии массово захватывают российский бизнес»
Дата выхода
25.05.2021

Генеральный директор Страхового Дома ВСК Александр Тарновский рассказал о том, как страховщики проходят цифровую трансформацию, о ее влиянии на взаимодействие с партнерами и как пандемия сказалась на отношении к здоровью и спросе на дистанционные услуги.

Из-за пандемии россияне стали внимательнее относиться к своему здоровью. Как это повлияло на динамику рынка добровольного медицинского страхования (ДМС)?

Вы абсолютно правы, россияне действительно более тщательно стали следить за своим здоровьем. Однако свое влияние оказало и снижение доходов населения в прошлом году. Многие компании сократили расходы на ДМС для своих сотрудников. В итоге, к сожалению, динамика рынка ДМС в России была отрицательной — снижение на 2% по итогам года.

В то же время граждане стали не только более трепетно относиться к своему здоровью, но и более требовательно к тем, кто оказывает медицинские услуги, в том числе — к страховой компании как к проводнику этих услуг. И, несмотря на падающий рынок, выиграли те страховщики, которые смогли наполнить свой продукт востребованными сервисами, в том числе, дистанционными консультациями. В итоге целый ряд игроков на страховом рынке даже показали прирост в ДМС. Так, например, портфель ДМС у Страхового Дома ВСК вырос более чем на 28% в 2020 году по сравнению с предыдущим периодом.

А какими услугами в ДМС больше всего пользовались потребители?

Как я уже упомянул, больше всего теми, которые связаны с дистанционным общением. Чтобы удовлетворить этот спрос, наша компания, в частности, улучшила мобильное приложение, разработала продукты, напрямую не связанные с медициной, но направленные на здоровый образ жизни. Внутри них мы предложили, например, дистанционный фитнес и йогу — и эти услуги пользовались большим спросом, особенно на карантине.

Очевидно, что пандемия сказалась и на эмоциональном состоянии многих из нас. Достаточно востребованными стали услуги психологов — ими в дистанционном формате воспользовались и те, кто раньше никогда очно не ходил к таким специалистам. Эти услуги, как мы видим по своему портфелю, востребованы до сих пор.

Можно ли сказать, что внедрение этих новых wellness-продуктов прошло быстрее, чем обычно?

Благодаря пандемии мы смогли протестировать что-то новое. И зачастую страховщики предоставляли эти дополнительные услуги своим клиентам в качестве бонуса к программам ДМС. Да, как и любая компания, мы должны показывать прибыль. Но еще для нас важны отношения с клиентом, забота о нем. В моменте, может, мы и не заработали на новинках, зато смогли проверить, как они работают. Действительно, пандемия помогла внедрить их намного быстрее. Потребители поняли ценность этих услуг и сейчас: когда мы вышли из режима жестких ограничений, их все еще покупают.

Сегодня клиенты готовы потратить больше, чтобы купить более интересный и наполненный страховой продукт. Но насколько долгосрочен этот тренд?

Уверен, этот тренд с нами надолго. Дистанционная услуга помогает сэкономить время, которое раньше наши клиенты тратили на дорогу, очереди и так далее. Зачем проводить несколько часов в пути ради 15-минутной консультации, если пообщаться с врачом теперь можно у себя дома, сидя в любимом кресле, в привычных и комфортных условиях.

Если говорить не только про ДМС, но в целом про страховые услуги, не произошел ли отток клиентов в этом году обратно — из онлайна в офлайн?

Судя по нашей статистике, большая часть клиентов осталась в онлайне. Потребители в целом оценили покупки в дистанционном формате — покупают одежду, продукты. Я вижу это и по своей семье: мы стали экономить время на поездках в магазины и тратить его на общение друг с другом и детьми.

То же самое произошло и со страховыми продуктами. Поэтому мы запустили сервисы не только по продаже страхования онлайн, но и по урегулированию страховых случаев. Так, в прошлом апреле у нас появилась опция по урегулированию убытков в каско, и к концу года число клиентов, пользующихся дистанционным урегулированием, перевалило за 50%. А в течение первого квартала этого года рост продолжился — сейчас это уже 60% от всей массы клиентов Страхового Дома ВСК по каско.

Тем временем количество посещений наших физических офисов продаж упало в три раза после пандемии и практически не восстановилось. Но это никак не отразилось на объемах бизнеса — все эти клиенты перешли в онлайн. Онлайн выгоден не только потребителю, но и компании: мы экономим на операционных издержках и можем сосредоточиться на хорошем онлайн-сервисе.

Если говорить о бизнесе, пандемия больнее всего ударила по малым и средним предприятиям. Многим пришлось сокращать свои расходы из-за снижения прибыли. Это как-то отразилось на спросе МСП на страховые продукты?

Безусловно, количество игроков в сфере малого и среднего бизнеса сократилось, но спрос на страхование со стороны этого сегмента восстановился. Оставшиеся игроки окрепли, они наращивают свои объемы и материальную базу. Мы видим это на примере грузоперевозчиков — объемы перевозок у оставшихся на этом рынке компаний вырос. Они закупают дополнительный транспорт, оформляют лизинг и, конечно, пользуются страхованием.

Кстати, онлайн-формат перешел и в страхование грузов. Для малых и средних предприятий, у которых нет своих технологических возможностей, мы разработали программное обеспечение, которое позволяет общаться со страховщиком и быстро обмениваться документами, а их в страховании грузов много, и очень важна скорость работы с ними. У более крупных игроков обычно есть свои IT-решения, и для них мы предложили интеграцию через API, чтобы связать систему нашего клиента с нашей системой. Так они могут с помощью своего же ПО передавать данные нам.

Есть ли еще какие-то продукты или сервисы, которых, на ваш взгляд, не хватает на российском страховом рынке?

Спрос рождает предложение. Не думаю, что сейчас на страховом рынке есть острая нехватка каких-то услуг. Страховщики достаточно быстро реагируют на потребности клиента. Но можно предположить, как рынок будет развиваться в ближайшее время.

Мы видим, что все больше предприятий встают на путь цифровизации. Компании копят массивы данных и расширяют свои хранилища для цифровой информации. Страховщики тоже изучают данные, чтобы вовремя понимать, что нужно клиенту. Но хранение информации всегда связано с рисками потери или кражи. Случиться может все — от простого отключения электричества до взлома систем и кибермошенничества. Все эти риски страхуются. На мой взгляд, именно это направление — страхование киберрисков — и будет активно развиваться в страховании в ближайшее время. Думаю, могут появиться отдельные продукты даже для защиты электронной подписи на случай ее хищения или неправомерного использования.

Параллельно с этим сейчас активно тестируются беспилотные автомобили. И уже скоро страховщикам придется дать ответ на вопрос о том, как и чья ответственность будет страховаться в этом виде транспорта. Сегодня существуют продукты по страхованию дронов, Страховой Дом ВСК уже выписал несколько десятков полисов по такой программе. То же самое и с беспилотными такси — появятся свои страховые продукты, которые будут защищать и пассажиров, и транспорт.

Наконец, будут и дальше совершенствоваться медицинское страхование и страховые продукты, связанные со здоровым образом жизни.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
30 августа 2021
Главное – здоровье

Сегодня развитие экономики как никогда зависит от качества здравоохранения. Поэтому тема медицины является одной из главных на ВЭФ, где проект Фонда Росконгресс «Здоровое общество» организует ряд дискуссий по данной тематике


Статьи
1 апреля 2020
Ярослав Кузьминов: Вирусная революция: как пандемия изменит наш мир

По мнению ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, сокращение офисных работников на треть, окончательный уход розничной торговли в онлайн и радикальное обновление здравоохранения и образования — вот только некоторые перемены, которые нас ожидают.


Экспертное мнение
19 июня 2020
«Через 500 лет будет всё, о чем мы читали в фантастических романах»

Профессор физики, соавтор теории струн Митио Каку — один из самых ярких футурологов планеты. По его мнению, в будущем человечество достигнет бессмертия, изобретет машины времени и телепортацию. Фантастика? Но за ней стоят фундаментальные научные знания. Своими прогнозами известный ученый поделился с участниками Петербургского международного экономического форума в 2018 году на сессии «Будущее разума. Митио Каку».


Исследования
31 мая 2021
Диагностика для улучшения здоровья: соображения для глобального внедрения

В исследовании, подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, рассматриваются вопросы здравоохранения, связанные с реализацией и внедрением эффективных способов диагностики в медицине.