Эксперты Deloitte представляют исследование, посвященное влиянию ограничительных мер на медиапотребление россиян во время и после режима самоизоляции, а также обзору потребления контента по основным медиаканалам и мониторингу общих трендов.
Ограничительные меры оказали значительное влияние на медиапотребление россиян. С одной стороны, заметно увеличился средний индекс медиаактивности по сравнению с предыдущим годом, причем наиболее высокий рост характерен для показателей использования Интернета: увеличилась доля пользователей практически всех видов активности в Интернете. Наибольший рост показали прослушивание подкастов, музыки и радио, совершение покупок в онлайн-магазинах, а также выполнение рабочих обязанностей.
В то же время наблюдается сокращение аудитории многих медиаканалов (телевидения, печатных СМИ и т. д.) по сравнению с 2019 годом. При этом на фоне снижения доли аудитории активность и время, проведенные потребителями медиаконтента на любимых каналах, в 2020 году заметно увеличились.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
В последние годы классические каналы распространения телевизионных программ сдают позиции. Вместе с тем отмечается рост популярности интернет-телевидения, увеличивается доля аудитории, получающей доступ к контенту на смартфонах и компьютерах.
Сохраняется тенденция постепенного сокращения доли россиян, пользующихся телевидением. В 2020 году 88% респондентов смотрели телевизор в последние две недели, что является самым низким показателем за последние пять лет (в 2015 году 94%). Однако респонденты, которые пользуются телевидением, отметили значительное увеличение своей активности (+28%) в использовании телевидения за последний год. В 2019 году данный показатель равнялся −4%.
Среди потребителей телевизионного контента продолжает расти доля зрителей интернет-телевидения при снижении распространения других способов подключения. В 2020 году доля пользователей интернет-телевидения составила 43% (в 2019 году 41%, в 2018 году 38%), индивидуальных кабельных антенн 30% (в 2019 году 35%), общих антенн или эфирного телевидения 23% (в 2019 году 27%).
Растет доля пользователей смартфонов и компьютеров для просмотра телевидения. В 2020 году 70% респондентов используют смартфоны (+9 п. п. к 2019 году), 65% компьютеры (+6 п. п. к 2019 году). В структуре потребления контента в телевидении неизменными остаются три самые популярные рубрики последних лет: кино, новости и сериалы.
Среди пользователей телевидения 95% смотрят кино (+1 п. п. к 2019 году), 86% новости (как и в 2019 году), 79% сериалы (+5% к 2019 году). Больше всего в 2020 году выросла популярность научно-познавательных программ (+21 п. п. к 2019 году до 71%).
Активность радиослушателей стабилизировалась после падения, начавшегося в 2015 году. В основном пользователи обращаются к этому каналу распространения информации за развлекательным контентом (зарубежная и русская музыка). Популярность радио как источника новостей продолжает снижаться.
С 2015 года темпы снижения активности использования радио замедлялись и в 2019-2020 годах стабилизировались на уровне 56% (в 2018 году 59%, в 2017 году 62%).
Среди пользователей радио самыми популярными рубриками остаются зарубежная и русская музыка (89% и 87% соответственно). Популярность радио как источника новостей продолжает снижаться по мере роста значимости социальных сетей, блогов, подкастов и онлайн-видео. Наиболее популярные устройства для прослушивания радио как в рабочие, так и в выходные дни автомагнитола (41%), радиоприемник (23%) и смартфон (16%).
В 2020 году среднее время прослушивания подкастов увеличилось на 4 минуты (по сравнению с 2019 годом) до 44 минут в день. Лидерами как по общей популярности, так и по темпам роста за год стали подкасты на тему кино, музыки и искусства (78% слушателей, +4% п. п. к 2019 г.), а также новостей (73% слушателей, +4% к 2019 году).
Активно растет аудитория интернета. Самой популярной целью использования Интернета по-прежнему является поиск определенной информации (98% пользователей Интернета, +2 п. п. к 2019 году). По остальным популярным целям в последний год также наблюдался рост: доля пользователей порталов государственных услуг и интернет-банков выросла до 95%, 94% проверяют новости в социальных сетях (+3,9 п. п. к 2019 году). YouTube и ВКонтакте остаются самыми популярными интернет-ресурсами среди респондентов (87% и 85% соответственно). Наибольший прирост популярности у Инстаграма (+7 п .п. к 2019 году до 59%).
Доля пользователей беспроводного Интернета растет пятый год подряд до 53% в 2020 году (в 2015 году 44%). В 2020 году значительно ускорился рост доли пользователей мобильного Интернета 41% (в 2015 году 29%). В последние годы падение популярности прямого подключения к Интернету через кабель остановилось на уровне 4243% (в 2015 году 52%).
Среди устройств для выхода в Интернет наибольший прирост показали смартфоны (+4 п. п. к 2019 году до 92%) и ноутбуки (+3 п. п. к 2019 году до 77%). Доля пользователей Интернета со стационарных компьютеров составляет 70% и не меняется в последние годы.
Видео: https://roscongress.org/sessions/internet-torgovlya-mir-bez-granits/search/#00:37:02.080
Популярность газет падает быстрее, чем популярность журналов. Также отмечается уменьшение количества читателей печатной литературы и электронных книг.
Объем чтения печатных СМИ продолжил снижаться, достигнув самого низкого показателя за последние пять лет. В 2020 году только 38% респондентов читают печатные СМИ хотя бы один раз в две недели по сравнению с 57% в 2015 году.
Снижение популярности чтения как способа потребления медиа контента отмечается по всем каналам. Кроме печатных СМИ, в 2020 году сократилась доля респондентов, читающих печатные книги (36%, −6 п. п. к 2019 году) и электронные книги (38%, −1 п. п. к 2019 году).
Популярность газет снижается быстрее, чем журналов. Хотя бы иногда газеты читают 53% респондентов (-5 п. п. к 2019 году), журналы 54% (-2 п. п. к 2019 году).
Среди читателей печатных СМИ выросла доля пользователей бесплатных СМИ (28%, +1 п. п. к 2019 году) и нерегулярно покупающих определенные печатные СМИ (22%, +4 п. п. к 2019 году) за счет небольшого снижения в остальных категориях.
Продолжается рост популярности смартфонов, при этом самой востребованной функцией на этом типе устройств являются мессенджеры. Также растет и популярность планшетов, основными целями использования которых являются выход в Интернет и подключение к телевидению.
В 2020 году продолжился рост распространения смартфонов. Уже 95% респондентов владеют смартфонами по сравнению с 91% в 2019 году и 72% в 2015 году.
Первое место по уровню востребованности среди функций смартфона третий год подряд занимают мессенджеры: 42% респондентов отметили, что стали пользоваться ими чаще. Также продолжает расти востребованность приложений социальных сетей (35%) и звонков по Интернету (33%).
Топ самых популярных мессенджеров также не меняется третий год подряд. Наибольший прирост в использовании в 2020 году у Telegram (до 50%, +10 п. п. к 2019 году).
Смартфоны остаются наиболее популярным устройством для подключения к Интернету и имеют наиболее высокий прирост пользователей за год. В 2020 году 92% респондентов подключались к Интернету с помощью смартфонов, что на 4 п. п. выше по сравнению с 2019 годом.
Большинство пользователей по-прежнему используют Интернет с помощью смартфона часто и на длительный промежуток времени (64%), и эта доля выросла на 2 п. п. по сравнению с 2019 годом.
Распространенность планшетов в 2020 году достигла 60%, но используют планшеты только 51% респондентов (-2 п. п. к 2019 году). Основными целями использования планшета являются выход в Интернет и подключение к телевидению (50% и 41% респондентов соответственно), наибольший прирост у применения планшета использование видеоигр (44% респондентов, +26 п. п. к 2019 году).
Стратегии выхода в Интернет с помощью планшета практически не изменились по сравнению с 2019 годом. На 1 п. п. больше респондентов подключаются к Интернету с помощью планшета часто и на длительный период времени (33%), на 2 п. п. меньше редко и на короткий период времени (25%).
Видео: https://roscongress.org/sessions/ot-ekonomiki-gosplana-k-ekonomike-mediaplana/search/#00:11:31.967
В условиях роста рекламного шума (повышенного клаттера) отклик на рекламу снижается по всем каналам распространения, кроме телевидения и поисковой рекламы.
Популярность программ блокировки рекламы продолжает расти на всех устройствах, причем на смартфонах и планшетах опережающими темпами. В 2020 году уже 40% респондентов используют такие программы на мобильных устройствах (+12 п. п. к 2019 году) и 44% на компьютерах и ноутбуках (+2 п. п. к 2019 году).
Среди каналов рекламы самую высокую оценку полезности, как и в 2019 году, получили реклама по телевизору (18%) и поисковая реклама (3%). К наименее полезным форматам респонденты относят обзвон клиентов по телефону (-71%), рекламу в аудиоконтенте (-66%) и спонсорскую рекламу (-51%).
Видео: https://roscongress.org/sessions/digital-renessans/search/#01:05:15.775
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, COVID-19, Телекоммуникации и Медиа, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также развитию сектора телекоммуникационных услуг.