Эксперты НАФИ представляют исследование феномена «новой нормальности» (New Normal) в контексте социально-экономических последствий глобальной рецессии, вызванной пандемией коронавируса.
Термин «новая нормальность» получил широкое распространение после финансового кризиса 20072008 годов и ранее в основном использовался для описания социально-экономических последствий глобальной рецессии.
Данный материал описывает уже проявляющиеся тенденции «новой нормальности» на основе данных самых последних социологических исследований, а также экспертные прогнозы специалистов Аналитического центра НАФИ, построенные на основе этих исследований. Прогнозы описывают изменения окружающей реальности, в том числе на потребительских рынках, в плоскости отношений в семье и референтных группах, в культурных практиках и взаимоотношениях человека с государством.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Из-за событий, связанных с мерами по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции, произошло внезапное «схлопывание перспектив», что разделило людей на тех, кто готов действовать, и тех, кто решил ждать.
На самоизоляции люди по-новому взглянули на гуманитарную роль цифровизации на возможности, которые она открывает в работе, учебе, досуге, и на угрозы, к которым она может привести, если будет происходить бесконтрольно. Фактически пандемия разделила людей не просто на «готовых действовать» и «готовых ждать», а на особые психотипы по отношению к цифровизации на технооптимистов и технопессимистов, т. е. на тех, кто готов к изменениям, и тех, кто к ним не готов.
Первых отличает высокая чувствительность к разнообразию, вторых тяга к традициям, страх войти в открытую дверь, в новую цифровую эпоху, бесконечное ожидание варваров и нацеленность на «готовые рецепты». В период пандемии первые почувствовали себя в своей атмосфере и серьезных изменений не заметили, вторые столкнулись с тем, что готовые рецепты не работают: нужно или меняться, или до конца сопротивляться переходу к новой более комфортной цифровой реальности.
У людей с высокой чувствительностью и готовностью к изменениям (чаще всего это молодежь, предприниматели, люди творческих профессий) наблюдается синдром опоздания, осознание того, что они не успевают за временем. Авторы исследования предполагают, что за такими людьми инновации и прогресс.
Пандемия коронавируса проявила ряд тенденций в эволюции образа жизни людей и их социально-экономические последствия: удаленная занятость теперь представляется как стандарт современных компаний, также отмечается массовое освоение цифровых компетенций и другое.
За год до пандемии коронавируса работающие дистанционно сотрудники были в штате каждой четвертой российской компании, причем удаленный формат работы был более характерен для микро- и малого бизнеса, а также для крупных международных компаний (в основном из сегмента ИТ).
Сейчас в крупных городах в сегменте офисных сотрудников удаленная работа перестает быть чем-то маргинальным или несерьезным. Отдельные исследования показывают, что россияне ожидают распространение практики удаленной работы во многих компаниях, а значит, и сами постепенно будут готовы к переходу на такую форму занятости. Главное слово «постепенно». Работники со временем должны подготовиться к удаленному формату занятости и морально, и профессионально.
Рост явной и скрытой безработицы после кризиса будет увеличивать конкуренцию на рынке труда, где все более важными для работодателей становятся цифровые компетенции. В большинстве отраслей такая конкуренция спровоцирует временное снижение зарплат и, одновременно, рост требований к работникам. В свою очередь, сотрудники младшего и среднего звена в стремлении получить более высокооплачиваемую работу будут активно обращаться к дополнительному обучению и программам повышения квалификации.
Эта тенденция проявляется уже сейчас: каждый третий россиянин на самоизоляции занимался учебой или саморазвитием (36%). Больше других обучению посвящали время молодые россияне (59%). Чаще всего на самоизоляции изучали иностранные языки, на втором месте цифровые компетенции (программирование или пользование специальными программами или сервисами).
Вместе с тем, пандемия проявила и ряд негативных тенденций, таких как рост киберпреступлений и других видов мошенничества.
Экономические кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий.
Учитывая текущие масштабы телефонного мошенничества (когда преступник представляется сотрудником банка), можно быть уверенным в значительных организационно-технических, кадровых и управленческих ресурсах мошеннических преступных группировок. Авторы исследования отмечают, что этих ресурсов им будет достаточно для инвестирования в новые технологичные мошеннические инструменты защиту от которых, главным образом, может себе обеспечить только сам человек, если он обладает достаточным уровнем знаний о признаках мошеннических действий (когда просят сообщить персональные данные, используют прием запугивания, настаивают на срочности решения вопроса; когда отсутствуют корпоративные контакты для обратной связи) и достаточной цифровой грамотностью, особенно в части цифровой безопасности.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19, Предпринимательство, Кибербезопасность и СидимДомаЭкономика, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии и поддержке основных направлений экономической деятельности в период адаптации к посткризисной реальности.