Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ. Образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии

Исследования
23 октября 2020

Эксперты НАФИ представляют исследование феномена «новой нормальности» (New Normal) в контексте социально-экономических последствий глобальной рецессии, вызванной пандемией коронавируса.

Термин «новая нормальность» получил широкое распространение после финансового кризиса 2007–2008 годов и ранее в основном использовался для описания социально-экономических последствий глобальной рецессии.

Данный материал описывает уже проявляющиеся тенденции «новой нормальности» на основе данных самых последних социологических исследований, а также экспертные прогнозы специалистов Аналитического центра НАФИ, построенные на основе этих исследований. Прогнозы описывают изменения окружающей реальности, в том числе на потребительских рынках, в плоскости отношений в семье и референтных группах, в культурных практиках и взаимоотношениях человека с государством.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Из-за событий, связанных с мерами по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции, произошло внезапное «схлопывание перспектив», что разделило людей на тех, кто готов действовать, и тех, кто решил ждать.

На самоизоляции люди по-новому взглянули на гуманитарную роль цифровизации — на возможности, которые она открывает в работе, учебе, досуге, и на угрозы, к которым она может привести, если будет происходить бесконтрольно. Фактически пандемия разделила людей не просто на «готовых действовать» и «готовых ждать», а на особые психотипы по отношению к цифровизации — на технооптимистов и технопессимистов, т. е. на тех, кто готов к изменениям, и тех, кто к ним не готов.

Первых отличает высокая чувствительность к разнообразию, вторых — тяга к традициям, страх войти в открытую дверь, в новую цифровую эпоху, бесконечное ожидание варваров и нацеленность на «готовые рецепты». В период пандемии первые почувствовали себя в своей атмосфере и серьезных изменений не заметили, вторые — столкнулись с тем, что готовые рецепты не работают: нужно или меняться, или до конца сопротивляться переходу к новой более комфортной цифровой реальности.

У людей с высокой чувствительностью и готовностью к изменениям (чаще всего это молодежь, предприниматели, люди творческих профессий) наблюдается синдром опоздания, осознание того, что они не успевают за временем. Авторы исследования предполагают, что за такими людьми — инновации и прогресс.

Видео: roscongress.org/sessions/africa-2019-tsifrovaya-transformatsiya-kak-drayver-razvitiya-gosudarstva/search/#00:15:29.103

Пандемия коронавируса проявила ряд тенденций в эволюции образа жизни людей и их социально-экономические последствия: удаленная занятость теперь представляется как стандарт современных компаний, также отмечается массовое освоение цифровых компетенций и другое.

За год до пандемии коронавируса работающие дистанционно сотрудники были в штате каждой четвертой российской компании, причем удаленный формат работы был более характерен для микро- и малого бизнеса, а также для крупных международных компаний (в основном из сегмента ИТ).

Доля российских предприятий в которых есть сотрудники работающие дистанционно.png

Сейчас в крупных городах в сегменте офисных сотрудников удаленная работа перестает быть чем-то маргинальным или несерьезным. Отдельные исследования показывают, что россияне ожидают распространение практики удаленной работы во многих компаниях, а значит, и сами постепенно будут готовы к переходу на такую форму занятости. Главное слово — «постепенно». Работники со временем должны подготовиться к удаленному формату занятости и морально, и профессионально.

Рост явной и скрытой безработицы после кризиса будет увеличивать конкуренцию на рынке труда, где все более важными для работодателей становятся цифровые компетенции. В большинстве отраслей такая конкуренция спровоцирует временное снижение зарплат и, одновременно, рост требований к работникам. В свою очередь, сотрудники младшего и среднего звена в стремлении получить более высокооплачиваемую работу будут активно обращаться к дополнительному обучению и программам повышения квалификации.

Эта тенденция проявляется уже сейчас: каждый третий россиянин на самоизоляции занимался учебой или саморазвитием (36%). Больше других обучению посвящали время молодые россияне (59%). Чаще всего на самоизоляции изучали иностранные языки, на втором месте — цифровые компетенции (программирование или пользование специальными программами или сервисами).

Видео: roscongress.org/sessions/rh-2020-friends-for-leadership-2020-novye-gorizonty-globalnogo-sotrudnichestva-dlya-ustoychivogo-razvitiya/search/#01:07:37.855

Вместе с тем, пандемия проявила и ряд негативных тенденций, таких как рост киберпреступлений и других видов мошенничества.

Экономические кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий.

Учитывая текущие масштабы телефонного мошенничества (когда преступник представляется сотрудником банка), можно быть уверенным в значительных организационно-технических, кадровых и управленческих ресурсах мошеннических преступных группировок. Авторы исследования отмечают, что этих ресурсов им будет достаточно для инвестирования в новые технологичные мошеннические инструменты — защиту от которых, главным образом, может себе обеспечить только сам человек, если он обладает достаточным уровнем знаний о признаках мошеннических действий (когда просят сообщить персональные данные, используют прием запугивания, настаивают на срочности решения вопроса; когда отсутствуют корпоративные контакты для обратной связи) и достаточной цифровой грамотностью, особенно в части цифровой безопасности.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-globalnye-trendy-opredelyayushchie-ustoychivye-i-nadezhnye-energosistemy-budushchego/search/#00:30:00.448

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19, Предпринимательство, Кибербезопасность и СидимДомаЭкономика, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии и поддержке основных направлений экономической деятельности в период адаптации к посткризисной реальности.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
13 апреля 2020
Covid-19: Меры политики в области МСП

В данном исследовании рассматривается влияние пандемии коронавируса на деятельность МСП, а также меры государственной поддержки, которые оказываются компаниям в текущих условиях в разных странах.


Исследования
19 мая 2020
Мониторинг ситуации в промышленности по итогам марта 2020 года

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) проанализировал итоги работы промышленного комплекса России в марте 2020 года. На общем негативном фоне, связанном с внешнеэкономической конъюнктурой и мерами противодействия пандемии COVID-19, рост спроса наблюдается только на продукцию низкотехнологичных отраслей.

Экспертное мнение
22 мая 2018
«Бизнес – это последние конструктивные отношения, сохранившиеся между нами»

Российско-американские отношения переживают не самый простой период. В этих условиях особенно важна роль бизнеса, который оказывается едва ли не единственным конструктивным каналом коммуникации, уверен президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко.

Исследования
16 октября 2020
Российский автомобильный рынок. Итоги 2019 года и перспективы

Эксперты PwC приводят в своем исследовании основные данные, характеризующие текущее состояние автомобильного рынка России, а также дают прогнозы его развития. В качестве одного из ключевых трендов подробно рассматривается процесс цифровизации продаж легковых автомобилей и связанные с этим обстоятельства.