Заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин рассказывает в статье об изменениях на рынке цифровых платежей и в потребительском поведении, а также о целесообразности создания дополнительной формы денег, соответствующей требованиям цифровой эпохи: цифровой валюты центрального банка.
Вопрос возможности выпуска цифровой валюты центрального банка (ЦВЦБ; central bank digital currency, CBDC) последние два-три года привлекает все более пристальное внимание многих центральных банков мира. К началу 2020 г., согласно опросу Банка международных расчетов (БМР), те или иные виды работ над ЦВЦБ от изучения потенциала до реализации пилотных проектов велись в четырех из каждых пяти центральных банков в странах мира, на долю которых совокупно приходится 75% мирового населения и 90% глобального выпуска. К середине 2020 г., по данным БМР, как минимум 36 центральных банков, включая Банк России, опубликовали аналитические работы о своих исследованиях ЦВЦБ. В трех странах завершены тестирования национальной цифровой валюты (Уругвай, Украина, Эквадор), в еще шести, включая Китай, Южную Корею и Швецию, реализуются пилотные проекты.
Развитие технологий, цифровизация бизнес-процессов в самых разных отраслях экономики, сокращение доли наличных в транзакциях и растущий запрос общества на использование передовых технологий в денежных расчетах, задачи повышения доступности финансовых услуг наряду с поддержкой устойчивости и безопасности платежных систем вот неполный перечень причин, побуждающих центральные банки активизировать работу над цифровыми валютами и быть готовыми к их выпуску, даже если пока не до конца известно, когда именно такая необходимость наступит и какие именно технологические решения потребуются для реализации подобного проекта.
В России к настоящему времени достигнут высокий уровень развития финансовых технологий и их проникновения. С 2017 по середину 2020 г. доля безналичных платежей в розничной торговле, платных услугах населению и сфере общественного питания возросла в 1,75 раза, превысив две трети (с 39 до 69%). Растущий спрос на дистанционные услуги и безналичные расчеты формирует тренд на дальнейшую цифровизацию финансового рынка и розницы.
Все это делает все более актуальным вопрос о выпуске цифровой валюты Банка России цифрового рубля, который дополнит уже привычные формы денег: наличные рубли и безналичные рубли на счетах в коммерческих банках. Точно так же, как наличные и безналичные рубли, цифровой рубль будет сочетать в себе все три основные функции денег то есть использоваться как средство платежа, как единица счета и как средство сбережения. При этом операции с цифровым рублем могут иметь более низкий уровень риска и более высокий уровень защиты и безопасности, чем операции с наличными или безналичные транзакции.
В консультативном докладе Банка России «Цифровой рубль» представлены возможные варианты и способы реализации такого решения, а также необходимые функциональные требования. Учитывая, что введение цифрового рубля станет значимым событием для экономики и общества, Банк России считает принципиально важным обсудить ключевые аспекты, преимущества, возможные риски, этапы и сроки реализации этого проекта с финансовым сектором, экспертным сообществом, а также со всеми заинтересованными лицами.
С полным текстом статьи вы можете ознакомиться по ссылке: https://econs.online/articles/regulirovanie/tsifrovoy-rubl-vozmozhnosti-i-varianty/
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Цифровизация, Денежно-кредитная политика и Финансовый рынок, посвященных развитию цифровых технологий, в том числе в сфере денежно-кредитной политики, которая является важнейшим компонентом экономической политики государства, оказывающим влияние на создание условий для сбалансированного экономического роста и повышения благосостояния населения.