Портал KPMG Mustread представляет интервью Андрея Шаронова, президента московской школы управления «Сколково», в котором раскрывается роль бизнес-образования в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.
По мнению Андрея Шаронова, для того чтобы образование оставалось актуальным, необходимо отказаться от мысли научить юношу или девушку конкретной специальности в силу того, что они просто очень стремительно меняются. Поэтому в свете последних событий начали обращать внимание на экзистенциальные навыки, которые нужны в течение всей жизни. Существует концепция «4К». Она говорит о том, что человека необходимо учить четырем ключевым компетенциям: Коммуникации, Кооперации, Креативности и Критическому мышлению.
Если говорить именно о российском образовании, то для того, чтобы оставаться конкурентноспособными и эффективными, надо основательно менять низкую конкуренцию в экономике. Значительная часть российский экономики находится вне законов конкуренции. Люди не связывают свое будущее с качеством того образования, которое они получают. Рост конкуренции в экономике и понимание, что хорошее образование это социальный лифт, вот главный посыл для системы образования. Андрей Шаронов отмечает, что складывается не только российская, а мировая тенденция люди идут в бизнес-школы за связями. Опросы выпускников американских бизнес-школ показывают, что они на первое место ставят качество связей с людьми, с которыми они обучались, но не качество людей, которые выступали перед ними с лекциями.
«Я раньше ошибочно думал, что хорошие студенты идут к хорошим преподавателям. Как оказывается, ровно наоборот: хорошие преподаватели идут к хорошим студентам. И когда я разговариваю с нашими профессорами, которые приезжают к нам из Кембриджа, из London Business School, IESE, Chicago Booth, IMD, INSEAD, некоторые из них говорят: У вас очень интересный состав учащихся. И да, это действительно так. Ради наших студентов они готовы летать в Москву несколько раз в год», Андрей Шаронов, президент московской школы управления «Сколково».
В сфере образования настоящий дифференциатор на сегодняшний день это репутация. Основатели и менеджмент продолжают инвестировать крупные средства и силы, искать наилучших преподавателей и отбирать учащихся, школа растет постепенно, но медленно, однако в какой-то момент пирамида переворачивается, и количество выпускников лояльных, благодарных, успешных становится значительным. У нас в настоящее время почти нет людей, которые пришли бы в школу не по рекомендации других выпускников. Андрей Шаронов уверяет, что есть ряд причин, почему люди, строившие свои бизнесы в конце 90-х начале 2000-х, ощущают какой-то недостаток управленческих компетенций и системных знаний, и первая это история создания самой школы. Вторая причина российская специфика, связанная с тем, что предпринимательство было легализовано в Российской Федерации в 1986 г., когда появился закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Андрей Шаронов оценивает международные рейтинги и аккредитации как стандарты качества, которые необходимы, для того чтобы понять, с какой из 15 тысяч бизнес-школ в мире сотрудничать. Если в рейтингах не будет школы, которую вы выбрали, то, скорее всего, вы переключитесь на другие.
Андрей Шаронов полагает, что отношение к MBA в мире меняется, но оно меняется и со временем, и с ходом развития бизнес-образования. Согласно исследователям, российские работодатели дают хорошую премию работникам за наличие степени MBA. Эксперты также показали, что существует большое количество исследований, фиксирующих разницу при взаимодействии с молодыми людьми. Поколение тинейджеров значительно острее реагирует на какие-то общественные инициативы, в особенности если они связаны с экологией или охраной окружающей среды. Поколение Z не нуждалось на старте своей жизни, у них не было потребности обеспечивать себя с ранних лет, и деньги для них не стали самой главной ценностью. Андрей Шаронов также выделяет важную тему, связанную с лидерством. Он считает, что многие ошибаются, когда выделяют фигуру лидера, забывая, что лидер невозможен без последователей. Еще важный момент, лидерство это процесс: как правило, за этим стоят годы работы. Лидерство также не иерархично. И еще важно: лидерство очень контекстно. Существуют два базовых паттерна: первый когда люди боятся окружать себя амбициозными, талантливыми людьми, потому что они с самого начала видят в них опасность для себя. Другой вариант позиция, когда вокруг вас должны быть сильные, отличные специалисты, и, безусловно, через некоторое время вы встречаетесь с тем, что кто-то начинает быть сопоставимым с вами по лидерским качествам. По мнению Андрея Шаронова, признак настоящего лидерства найти свое место, но не вцепляться в него зубами.
Полный тест интервью читайте по ссылке: https://mustread.kpmg.ru/interviews/rost-konkurentsii-v-ekonomike-glavnyy-posyl-dlya-sistemy-obrazovaniya/
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Предпринимательство, Образование, СидимДомаЭкономика и Человеческий капитал, посвященными развитию предпринимательства в России, а также подготовке высококвалифицированных кадров.