Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Экономический рост в «бесконтактной экономике»

Исследования
9 июля 2020

Обновленное исследование, подготовленное аналитиками консалтинговой группы Board of Innovation, отражает характерные особенности текущей ситуации, ставшие «новой нормальностью» в условиях социального дистанцирования и повышенных требований к безопасности и здоровью людей, которые, в свою очередь, находят свое отражение в функционировании и перспективах развития конкретных отраслей и компаний. Авторы данного исследования выделили ключевые факторы, способствующие развитию бизнеса в изменившихся условиях, а также привели примеры конкретных игроков рынка, которым удалось реализовать успешную бизнес-стратегию в текущей экономической ситуации.

Предыдущий доклад в рамках данного исследования — «Экономический рост в условиях снижения уровня взаимодействия» — затрагивал прежде всего вопросы социального дистанцирования, изменений потребительского поведения и дифференцированного характера ущерба в условиях экономического кризиса.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы обновленного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Новые реалии, возникшие в результате мер, принятых для поддержания социального дистанцирования, становятся обычным явлением сегодняшней действительности.

Новые реалии, характеризующиеся низким уровнем взаимодействия между людьми, затронули различные аспекты общественных отношений. Так, производственные процессы и площади перестроились с учетом соблюдения дистанции между работниками, роботы заменили человека в отраслях с высоким уровнем взаимодействия людей, родственники наиболее уязвимых членов семьи общаются с ними через стекло, концерты и развлекательные мероприятия переходят в онлайн-формат.

По мнению авторов исследования, наиболее вероятный сценарий развития текущей ситуации предусматривает дальнейшее сохранение мер социального дистанцирования и экономическое стимулирование, направленное на сокращение нанесенного ущерба. По оценке экспертов, такая ситуация продлится в течение ближайших полутора лет. При этом наиболее быстрое восстановление экономических и общественных отношений возможно при условии применения более строгих мер, позволяющих обеспечить надлежащий уровень социального дистанцирования. Примерами таких мер являются инструменты наблюдения и отслеживания, а также применение системы штрафов и санкций, получивших широкое распространение прежде всего в азиатских странах.

Некоторые страны, пережившие пик пандемии коронавируса, уже выходят на этап восстановления. При этом новые стандарты безопасности и гигиены уже стали привычным и нормальным явлением. Некоторые страны, пережившие пик пандемии коронавируса, уже выходят на этап восстановления, хотя оно пока еще остается неравномерным. Так, Китай, явившийся первым эпицентром распространения коронавирусной инфекции, открыл школы — со строгим соблюдением мер безопасности. Уровни загрязнения воздуха и пробок на дорогах практически вернулись к докризисным величинам. Но в то же время объемы контейнерных поставок все еще не достигли и половины прежних объемов, а сборы от продажи билетов на развлекательные мероприятия равны нулю.

При этом новые стандарты безопасности и гигиены, такие как соблюдение дистанции, применение масок и защитных экранов, обязательная проверка температуры, уже стали привычным и нормальным явлением.

новые стандарты безопасности и гигиены.png

Видео: https://roscongress.org/sessions/health-2019-infektsionnye-zabolevaniya-kak-vypolnit-tseli-ustoychivogo-razvitiya-oon-do-2030-goda/search/#00:12:32.895

Кризис традиционных каналов коммуникации и определенных отраслей промышленности является триггером для развития виртуальных инструментов и альтернативной продукции.

В предыдущем отчете авторы исследования подчеркивали, что компании в сфере электронной коммерции в текущих условиях находятся в наиболее выгодном положении, характеризующимся повышенным спросом. В связи с этим критически важную роль в деятельности таких компаний играет их способность обеспечить адекватное предложение своих товаров и услуг.

К числу товаров и услуг повышенного спроса относятся прежде всего платформы для связи в удаленном режиме, приложения для занятия спортом в домашних условиях, доставка продуктов питания и еды, а также различные инструменты для поддержки электронной коммерции.

Более того, невозможность «живого» общения и широкое использование виртуальных каналов коммуникации, вызванные пандемией коронавируса, явились триггером для стремительного развития некоторых компаний из вышеуказанных категорий. Так, использование TikTok, приложения для создания и просмотра коротких видео, принадлежащего пекинской компании ByteDance, в период социального дистанцирования стало массовым явлением в социальных сетях.

Кризисные явления и нарушение цепей поставок также явились фактором развития производств, выступающих в качестве альтернативных звеньев поврежденных производственно-сбытовых сетей. Так, в условиях кризиса и сбоев в мясной промышленности США, а также нарастающей нетерпимости общества к жестокому обращению с животными хорошей альтернативой для потребителя стало растительное мясо от производителя Beyond Meat.

Кризисные явления и нарушение цепей поставок .png

Видео: https://roscongress.org/sessions/mir-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-globalnye-strategii/search/#00:38:41.408

Отраслевые сдвиги, изменения потребительского поведения и общественных отношений, обусловленные экономическим кризисом и пандемией коронавируса, являются ключевыми факторами для дальнейшего развития определенных отраслей экономики.

Текущая ситуация определяется шестью ключевыми обстоятельствами, являющимися факторами для роста компаний. К числу таких факторов относятся отраслевые сдвиги, изменения правового регулирования, изменения потребительского поведения, сдвиги в общественных отношениях, новые технологии и, наконец, доступ к новым ресурсам.

При этом наибольшей степенью актуальности обладают прежде всего такие факторы, как отраслевые сдвиги и изменения в потребительском поведении и общественных отношениях. Так, бо́льшая степень распределенности производственных площадей, удаленный режим работы и применение современных цифровых инструментов в целом является драйвером для эффективного функционирования производственных центров в изменившихся условиях, а переход потребителей к альтернативной продукции и использование различных приложений для работы, общения и развлечений из дома — триггером для разработки новых инструментов и продуктов.

Более того, сохраняющаяся высокая потребность в безопасности и растущая степень осознанности в области здоровья играют важную роль, предопределяющую развитие товаров санитарного и гигиенического характера, а также высокую актуальность различных сервисов здравоохранения, в том числе дистанционной медицины. Вместе с тем, признание ущерба, нанесенного пандемией коронавируса и ее последствиями, в качестве страхового случая создает почву для развития новых направлений на рынке страховых услуг.

Как уже отмечалось, текущие условия, определяемые борьбой с распространением коронавирусной инфекции, дают наибольший стимул для развития товаров и услуг в области здравоохранения. В то же время изменение привычек потребителей и образа жизни людей в целом, ставшее уже необратимым, открывает возможности для развития сферы цифровых услуг, выходящих далеко за рамки сферы здравоохранения.

стимул для развития товаров и услуг в области здравоохранения.png

Видео: https://roscongress.org/sessions/health-2019-infektsionnye-zabolevaniya-kak-vypolnit-tseli-ustoychivogo-razvitiya-oon-do-2030-goda/search/#00:59:32.895

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19, МСП, Предпринимательство и СидимДомаЭкономика, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также вопросам развития здравоохранения как стратегической цели для обеспечения экономической и национальной безопасности страны.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
21 мая 2020
Возможности для роста брендов в период кризиса
Исследование экспертов компании Ipsos посвящено особенностям стратегии брендов в условиях неопределённости в мировой экономике и меняющегося потребительского поведения в результате воздействия пандемии COVID-19.
Экспертное мнение
22 мая 2018
Инициативы на местах. Ленинградская область

Среди участников Петербургского международного экономического форума много потенциальных инвесторов. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко рассказал, с какими ожиданиями он собирается на Форум и что регион может предложить бизнесу.

Экспертное мнение
6 сентября 2018
Рыба ищет, где глубже, а человек ищет, где рыба

Малый и средний бизнес — основа экономики развитых стран — в России пока занимает весьма скромное место. Президент Московской школы управления «СКОЛКОВО» Андрей Шаронов рассуждает о том, как россияне относятся к предпринимательству, а предприниматели — к государству, чем лидер отличается от начальника и почему нельзя работать «в режиме завода».


Исследования
30 декабря 2019
«Зелёное финансирование» в России: создание возможностей для «зелёных» инвестиций

В аналитической записке, подготовленной экспертами Группы Всемирного банка, рассматриваются возможности для создания в России рынка «зелёного» финансирования. Представлены глобальные тренды рынка, общепринятые критерии для «зелёных» проектов, а также подходы к развитию и регулированию «зелёного» финансирования.