Обращаем ваше внимание: публикации являются информационными материалами и не могут быть использованы в качестве рекомендации к самолечению.
К моменту начала эпидемии COVID-19 российское здравоохранение оказалось в критическом состоянии из-за неудачных реформ последних лет, считает руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н. MBA Гарвардского университета Гузель Улумбекова. В материале, подготовленном для Информационно-аналитической системы Фонда Росконгресс, она поделилась своим мнением о том, как преодолеть накопившиеся проблемы.
Пандемия COVID-19 обнажила проблемы здравоохранения РФ и большинства развитых стран: дефицит стационарных коек, медицинского персонала и средств индивидуальной защиты; дезинтеграция управления между центром и регионами; неповоротливость систем финансирования медицинской помощи.
Но российскому здравоохранению было несоизмеримо тяжелее, поскольку к моменту начала эпидемии оно и так находилось в критическом состоянии из-за неудачных реформ последних лет (пресловутая оптимизация), хронического недофинансирования и бесправного положения медицинских работников.
Приведем некоторые факты. В РФ с 2012 по 2018 г. в результате «оптимизации» обеспеченность практикующими врачами в государственных и муниципальных медицинских организациях снизилась на 12% (на 46 тыс. чел.). Обеспеченность стационарными койками с 2012 по 2018 год сократилась на 15% (на 160 тыс.), в результате в РФ она даже стала на 15% ниже, чем в Германии. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельской местности, в малых и средних городах, а также в «первичном звене» здравоохранения, где врачей в 1,5 раза меньшенеобходимого (на 36 тыс.), средних медицинских работников в 1,8 раза меньше (на 66 тыс. чел.), фельдшеров в 1,9 раза меньше (на 20 тыс. чел.).
Государственные расходы на здравоохранение в нашей стране в 2018 г. в доле ВВП составили 3,3%, что в 1,5 раза меньше, чем в «новых-8» стран ЕС, которые близки к нам по уровню экономического развития.
И несмотря на все это, абсолютное большинство медицинских работников, а также всех рядовых работников здравоохранения, самоотверженно, героически продолжает выполнять свой долг и нести дополнительное бремя борьбы с эпидемией. 190 из них это стоило жизни[1]. После всех этих испытаний руководство страны и общество не имеют никакого права продолжать политику прежних лет.
В новых условиях затяжного характера пандемии и снижения реальных доходов большинства населения РФ необходимо немедленно подготовить программу реформ в управлении и финансировании отрасли, которые позволят сохранить ее устойчивость, исправить нетерпимое положение медицинских работников и тем самым обеспечить стабильность в обществе.
Предложения по реформированию здравоохранения РФ на 20202022 гг.:
1) Исправление положения медицинских работников
Для всех медицинских работников установить единые базовые оклады по основным квалификационным группам: для врачей не менее четырех федеральных МРОТ, для средних медицинских работников двух МРОТ, младшего медицинского персонала полутора МРОТ (МРОТ в 2019 г. = 12,13 тыс. руб.). Тогда начинающий врач после шести лет обучения в вузе будет получать 4050 тыс. руб. столько же, сколько выпускник военного училища (лейтенант) после четырех лет обучения. При этом установить законодательно обоснованные нормы трудовой нагрузки на медицинских работников, по основной должности продолжительность рабочей недели в мирное время не должна превышать 40 ч (совместительство не более 1,2 ставки). Приравнять льготы медицинским работникам аналогично льготам военнослужащих. Это привлечет дополнительные кадры в отрасль и обеспечит ликвидацию их дефицита.
Руководители регионов и медицинских организаций должны постоянно следить за психофизиологическим и эмоциональным состоянием медицинских работников, чтобы избежать их «выгорания» и вовремя принять необходимые меры, в том числе привлекать консультантов для психотерапии, разработать специальные программы по реабилитации, помогать им с бытовыми вопросами.
2) Создание единой вертикали управления
Централизовать управление региональными органами управления здравоохранения под руководством Минздрава России для обеспечения неукоснительного исполнения единых требований и подчинить ему службу санитарно-эпидемиологического надзора для обеспечения скоординированной деятельности и значительно усилить ее.
3) Увеличение государственных расходов на здравоохранение и изменение порядка оплаты медицинской помощи
Увеличить государственные расходы на здравоохранение с 3,8 трлн руб. (3,5% ВВП 2019 г.) до 6,5 трлн руб. к 2022 г. (в ценах 2019 г.), поэтапно увеличивая на 1 трлн руб. ежегодно. Это к 2022 г. будет соответствовать 6% ВВП (при условии, что к 2022 г. ВВП вернется к уровню 2019 г.). Это самый минимум.
Из этих дополнительных средств половина должна пойти на повышение оплаты труда медицинских работников, четверть на обеспечение широких слоев населения бесплатными лекарствами в амбулаторных условиях (система всеобщего лекарственного обеспечения), оставшаяся часть на повышение квалификации медицинских работников, на подготовку к кризисным ситуациям и обеспечение работы медицинских организаций в условиях повышенной инфекционной безопасности.
Перевести все финансирование системы здравоохранения преимущественно на бюджетное (то есть объединить средства ОМС, федерального и региональных бюджетов). Устранить частные страховые медицинские организации, передав их функции государственным организациям, а территориальные отделения ФОМС сделать финансовыми подразделениями региональных органов управления здравоохранением. Медицинские организации необходимо перевести на оплату по смете с элементами поощрения за качество и объем услуг. Это необходимо для обеспечения бесперебойного финансирования медицинской помощи и оптимального планирования потоков пациентов.
4) Повышение доступности и качества медицинской помощи
Реализовать систему всеобщего лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях, когда лекарства по рецепту врача доступны всем гражданам, как это сделано во всех развитых странах, а не только ограниченному кругу лиц, имеющих льготы, как сегодня в РФ. Установить, что заявления о нарушениях в оказании медицинской помощи рассматриваются правоохранительными органами только после проведения профессиональной экспертизы или ведомственного органа, или профессионального объединения врачей, по аналогии рассмотрения налоговых нарушений.
Установить, что строительство новых государственных медицинских организаций для оказания помощи должно происходить только после оценки возможности ее предоставления в частных организациях.
5) Повышение качества медицинского образования и развитие медицинской науки
Обеспечить оплату труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и колледжей, чтобы их базовые оклады были в два раза выше, чем соответственно у практикующих врачей и медицинских сестер, как это было в советское время, создать условия для повышения их квалификации. Это позволит значительно поднять качество подготовки медицинских кадров в вузах и колледжах.
Восстановить интернатуру для всех медицинских специальностей и увеличить число бесплатных мест в ординатуре. Создать условия для НМО (непрерывного медицинского образования), для чего предусмотреть специальное время (не менее одного рабочего дня в два месяца) и выделенные финансовые средства.
Внести в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» раздел о медицинской науке и увеличить ее финансирование в три раза от существующего уровня.
6) Обеспечение постоянной готовности к эпидемиям и кризисным ситуациям
· Управление: потребуется создать в Министерстве здравоохранения специальный центр по борьбе с эпидемиями с расширенными полномочиями и отдельным бюджетом. Разработать Государственную программу действий при чрезвычайных ситуациях, в том числе протоколы управления внутри системы здравоохранения и координации с другими ведомствами. Для покрытия дополнительных расходов, связанных с эпидемией необходимо создать в Министерстве здравоохранения антикризисный фонд.
· Запасы СИЗ: необходимо централизовать управление производством и бесперебойным распределением средств между регионами СИЗ, дезинфицирующих средств, а также других дефицитных лекарств и расходных материалов.
· Резервные мощности: потребуется рассчитать и обеспечить необходимые при чрезвычайных ситуацияхмощности системы здравоохранения: обеспеченность медицинскими кадрами, койками, медицинским оборудованием, реактивами, лекарствами, средствами индивидуальной защиты. Разработать протоколы их мобилизации. В Минздраве потребуется создать центр резерва медицинских кадров и предусмотреть дополнительные средства для подготовки и повышения квалификации вновь привлеченных и действующих медицинских кадров.
· Развитие телемедицины и других дистанционных технологий: необходимо значительно расширить использование телемедицинских технологий, разработать соответствующие инструкции и оплачивать их наравне с личными (очными) визитами. Это потребует долгосрочных федеральных вложений. Разработать систему индивидуальной профилактики заболеваний для граждан с использованием цифровой платформы.
· Обеспечение достаточными кадрами для отслеживания заболевших и их контактов. Если использовать среднее число кадров, которое было необходимо разным странам для формирования службы отслеживания, то для РФ это 45 тыс. чел (30 чел. на 100 тыс. населения).
· Протоколы приоритезации оказания помощи: необходимо разработать протоколы по отбору и организации помощи пациентам с хроническими заболеваниями, которые нуждаются в приоритетном оказании медицинской помощи, а также по их сортировке при проведении амбулаторных телемедицинских консультаций и в приемных отделениях больниц.
[1]источник: sites.google.com/view/covid-memory/home