Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

У арктического туризма в России появился шанс

Экспертное мнение
27 апреля 2020
У арктического туризма в России появился шанс
Дата выхода
27.04.2020
Авторы
Коровкин Валерий

Туризм — одна из отраслей, наиболее пострадавших из-за COVID-19. Эксперты убеждены, что ее структура значительно изменится: выездной туризм уступит место внутреннему, станут более популярны поездки в места без массового скопления людей. По мнению управляющего директора Международного союза «Арктика 21 век» Валерия Коровкина, нынешние обстоятельства дают шанс запустить новое туристическое направление, о котором долго говорят, но пока мало делают. Между тем, арктический туризм — высокодоходный бизнес для федеральных и региональных бюджетов, который давно освоили другие прибрежные государства.

Финансовый и производственный кризис, в который сваливается мир, еще раз доказывает необходимость диверсификации экономики. Не знаю, будет ли скорректирована поставленная Президентом Российской Федерации задача существенного увеличения несырьевого экспорта услуг к 2024 году, но очевидно, что посткоронавируснуму туризму будет несоизмеримо сложнее стать драйвером этого процесса. Я надеюсь, что вот тут-то государство, наконец, и обратит внимание на русскую Арктику.

Сегодня перспективы региона связывают в основном с развернутыми там энергетическими проектами. Это, конечно, важно, но почти никак не влияет на жизнь удаленных от промышленных кластеров районов, и опять же, это та сырьевая игла, с которой мы пытаемся слезть.

Какой несырьевой экспорт можно развивать на почти безлюдных тысячекилометровых территориях с малопригодным для постоянного проживания климатом? Государства Арктической зоны дают однозначный ответ — экологический туризм, популярность которого быстро росла до коронавируса, уверен, что будет расти и после. Для сравнения: по оценкам Всемирной туристской организации доля экологического туризма в мире в 2019 году составляла около 10%. В нашей стране этот показатель равен 2%.

Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) — это, в основном, сохранившаяся в первозданном виде территория, что особенно привлекает путешественников. Транспортная недоступность и инфраструктурная отсталость исключают развитие здесь массового туризма, а вот морской круизно-экспедиционный туризм вполне возможен, подтверждает опыт наших соседей по северу. Причем, такие путешествия во всем мире считаются самыми дорогостоящими, маржа здесь может быть огромной, а поступления в региональные бюджеты — значительными. С учетом высокой стоимости полярного туристического продукта, экономическая основа этой деятельности может стать достаточно крепкой, чтобы обеспечить дальнейшее развитие сопутствующей инфраструктуры.

География морского круизно-экспедиционного туризма в русской Арктике — все северное побережье России с находящимися там особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). Отступление льдов из-за климатических изменений делает возможной морскую навигацию с июля по октябрь. Очень важно, что туристические потоки в Арктике, которые готовы завернуть к нам с запада и востока, уже сформированы.

Например, Норвегия — Шпицберген. Туризм официально является главной отраслью экономики архипелага. Выручка предприятий туризма и культуры превышает 630 млн норвежских крон, или 5 млрд руб. Свыше 86 тыс. круизных пассажиров сошли на берег в 2018 году и каждый в среднем оставил там 110 долл. США. Согласно опросам экспертов отрасли, до четверти этого потока хотели бы посетить острова российского архипелага Земля Франца-Йосифа.

Второй маршрут — Исландия, сделавшая ставку на развитие арктического туризма, и уже не справляющаяся с туристическим потоком. При населении в 340 тыс. человек страна приняла в 2018 году 2 224 600 туристов и немногим меньше в 2019 году — 1 986 153 человек.

Еще один поток — путешественники по Берингову морю. Мимо дальневосточного побережья России курсируют десятки круизных судов. Почти все заходят на Аляску. Количество судозаходов там измеряется сотнями. Экономика туризма штата оценивается в 4,5 млрд долл. США. Из 2 млн туристов половина — круизные пассажиры.

Россия остается в стороне от туристического бума в Арктику. На круизных судах за 2018 год регионы Арктической зоны Российской Федерации посетили всего 3938 человек. Хотя, например, только заход круизно-экспедиционного судна Le Soleal в Анадырь несколько лет назад принес местному бюджету около 2 млн руб. Туристов, попавших в заповедники Арктики сухопутным путем, в прошлом году оказалось всего несколько тысяч человек.

Важные вопросы про вред для экологии практически не стоит, так как контакты человека с хрупкой северной природой минимальны. Обычно в таких путешествиях судно подходит к определенной точке, спускает путешественников в лодках на берег для коротких пеших прогулок по строго определенному маршруту. В последние годы появилась новая мода — туристы по собственной инициативе убирают оставленный раньше мусор там, где он есть.

Упомяну еще очень важное в организации таких путешествий преимущество — высокую степень безопасности. Как сказал как-то представитель Росатома, в русской Арктике «нет ни очередей, ни пиратов».

Так что же мешает начать, если налицо все преимущества, а дополнительных вложений особо не требуется? Главным препятствием на пути развития морского круизного туризма является, как нетрудно догадаться, его нормативно-правовое регулирование на территории России. Из-за особого статуса территорий Арктической зоны и Дальневосточного федерального округа, отнесенных к приграничным зонам, все согласования движутся очень медленно, так как требуют огромного количества участников.

В январе этого года полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев впервые провел заседание, посвященное развитию туризма на территории Арктики, с участием представителей Министерства обороны России, Министерства Дальнего востока и Арктики, Ростуризма и других заинтересованных сторон. Дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, на март было назначено следующее заседание, но пандемия внесла свои коррективы.

В следующей статье я расскажу, какие конкретные шаги государство намерено сделать для развития арктического туризма, где планируются основные остановки круизников и как это повлияет на жизнь прибрежных территорий.

Справка

Международный союз туристских операторов и морских особо охраняемых природных территорий Арктики и Дальнего Востока «Арктика 21 век» — некоммерческая организация, членами которой в том числе являются шесть особо охраняемых природных территорий. Член рабочей группы Ростуризма по подготовке Дорожной карты развития круизного туризма в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) по поручению Министра экономического развития. Член рабочей группы РГО и Ростуризма "По содействию формированию региональных туристских кластеров и продвижению туризма в АЗРФ на национальном и международном туристских рынках. Участник крупных мероприятий, посвященных Арктике и развития Арктики, в том числе ПМЭФ, МАФ, Дни Арктики в Москве. Плотно работают с администрациями Архангельской и Мурманской областей, других регионов побережья.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
16 ноября 2020
Вакцинация на Олимпиаде в Токио, полмиллиона евро за тесты лыжников на Кубке мира и проект закона о букмекерах

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за период с 14 по 16 ноября.

Экспертное мнение
26 ноября 2021
Государственная политика по привлечению кадров для работы в Арктике

Саммари сессии «Государственная политика по привлечению кадров для работы в Арктике» в рамках конференции по привлечению кадров в Арктику, состоявшейся в 15-16 ноября 2021 г. в Архангельске.


Исследования
16 июня 2022
Опорный материал для сессии ПМЭФ-2022 «Международное сотрудничество как залог устойчивого развития Арктики»

Опорный материал для сессии ПМЭФ-2022 «Международное сотрудничество как залог устойчивого развития Арктики».