Туризм одна из отраслей, наиболее пострадавших из-за COVID-19. Эксперты убеждены, что ее структура значительно изменится: выездной туризм уступит место внутреннему, станут более популярны поездки в места без массового скопления людей. По мнению управляющего директора Международного союза «Арктика 21 век» Валерия Коровкина, нынешние обстоятельства дают шанс запустить новое туристическое направление, о котором долго говорят, но пока мало делают. Между тем, арктический туризм высокодоходный бизнес для федеральных и региональных бюджетов, который давно освоили другие прибрежные государства.
Финансовый и производственный кризис, в который сваливается мир, еще раз доказывает необходимость диверсификации экономики. Не знаю, будет ли скорректирована поставленная Президентом Российской Федерации задача существенного увеличения несырьевого экспорта услуг к 2024 году, но очевидно, что посткоронавируснуму туризму будет несоизмеримо сложнее стать драйвером этого процесса. Я надеюсь, что вот тут-то государство, наконец, и обратит внимание на русскую Арктику.
Сегодня перспективы региона связывают в основном с развернутыми там энергетическими проектами. Это, конечно, важно, но почти никак не влияет на жизнь удаленных от промышленных кластеров районов, и опять же, это та сырьевая игла, с которой мы пытаемся слезть.
Какой несырьевой экспорт можно развивать на почти безлюдных тысячекилометровых территориях с малопригодным для постоянного проживания климатом? Государства Арктической зоны дают однозначный ответ экологический туризм, популярность которого быстро росла до коронавируса, уверен, что будет расти и после. Для сравнения: по оценкам Всемирной туристской организации доля экологического туризма в мире в 2019 году составляла около 10%. В нашей стране этот показатель равен 2%.
Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) это, в основном, сохранившаяся в первозданном виде территория, что особенно привлекает путешественников. Транспортная недоступность и инфраструктурная отсталость исключают развитие здесь массового туризма, а вот морской круизно-экспедиционный туризм вполне возможен, подтверждает опыт наших соседей по северу. Причем, такие путешествия во всем мире считаются самыми дорогостоящими, маржа здесь может быть огромной, а поступления в региональные бюджеты значительными. С учетом высокой стоимости полярного туристического продукта, экономическая основа этой деятельности может стать достаточно крепкой, чтобы обеспечить дальнейшее развитие сопутствующей инфраструктуры.
География морского круизно-экспедиционного туризма в русской Арктике все северное побережье России с находящимися там особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). Отступление льдов из-за климатических изменений делает возможной морскую навигацию с июля по октябрь. Очень важно, что туристические потоки в Арктике, которые готовы завернуть к нам с запада и востока, уже сформированы.
Например, Норвегия Шпицберген. Туризм официально является главной отраслью экономики архипелага. Выручка предприятий туризма и культуры превышает 630 млн норвежских крон, или 5 млрд руб. Свыше 86 тыс. круизных пассажиров сошли на берег в 2018 году и каждый в среднем оставил там 110 долл. США. Согласно опросам экспертов отрасли, до четверти этого потока хотели бы посетить острова российского архипелага Земля Франца-Йосифа.
Второй маршрут Исландия, сделавшая ставку на развитие арктического туризма, и уже не справляющаяся с туристическим потоком. При населении в 340 тыс. человек страна приняла в 2018 году 2 224 600 туристов и немногим меньше в 2019 году 1 986 153 человек.
Еще один поток путешественники по Берингову морю. Мимо дальневосточного побережья России курсируют десятки круизных судов. Почти все заходят на Аляску. Количество судозаходов там измеряется сотнями. Экономика туризма штата оценивается в 4,5 млрд долл. США. Из 2 млн туристов половина круизные пассажиры.
Россия остается в стороне от туристического бума в Арктику. На круизных судах за 2018 год регионы Арктической зоны Российской Федерации посетили всего 3938 человек. Хотя, например, только заход круизно-экспедиционного судна Le Soleal в Анадырь несколько лет назад принес местному бюджету около 2 млн руб. Туристов, попавших в заповедники Арктики сухопутным путем, в прошлом году оказалось всего несколько тысяч человек.
Важные вопросы про вред для экологии практически не стоит, так как контакты человека с хрупкой северной природой минимальны. Обычно в таких путешествиях судно подходит к определенной точке, спускает путешественников в лодках на берег для коротких пеших прогулок по строго определенному маршруту. В последние годы появилась новая мода туристы по собственной инициативе убирают оставленный раньше мусор там, где он есть.
Упомяну еще очень важное в организации таких путешествий преимущество высокую степень безопасности. Как сказал как-то представитель Росатома, в русской Арктике «нет ни очередей, ни пиратов».
Так что же мешает начать, если налицо все преимущества, а дополнительных вложений особо не требуется? Главным препятствием на пути развития морского круизного туризма является, как нетрудно догадаться, его нормативно-правовое регулирование на территории России. Из-за особого статуса территорий Арктической зоны и Дальневосточного федерального округа, отнесенных к приграничным зонам, все согласования движутся очень медленно, так как требуют огромного количества участников.
В январе этого года полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев впервые провел заседание, посвященное развитию туризма на территории Арктики, с участием представителей Министерства обороны России, Министерства Дальнего востока и Арктики, Ростуризма и других заинтересованных сторон. Дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, на март было назначено следующее заседание, но пандемия внесла свои коррективы.
В следующей статье я расскажу, какие конкретные шаги государство намерено сделать для развития арктического туризма, где планируются основные остановки круизников и как это повлияет на жизнь прибрежных территорий.
Справка
Международный союз туристских операторов и морских особо охраняемых природных территорий Арктики и Дальнего Востока «Арктика 21 век» некоммерческая организация, членами которой в том числе являются шесть особо охраняемых природных территорий. Член рабочей группы Ростуризма по подготовке Дорожной карты развития круизного туризма в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) по поручению Министра экономического развития. Член рабочей группы РГО и Ростуризма "По содействию формированию региональных туристских кластеров и продвижению туризма в АЗРФ на национальном и международном туристских рынках. Участник крупных мероприятий, посвященных Арктике и развития Арктики, в том числе ПМЭФ, МАФ, Дни Арктики в Москве. Плотно работают с администрациями Архангельской и Мурманской областей, других регионов побережья.