Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Потенциал газификации Арктической зоны Российской Федерации сжиженным природным газом

Исследования
11 декабря 2019

Формирование спроса на сжиженный природный газ (СПГ) в арктических регионах России


В условиях, когда экологические проблемы становятся всё более значимыми как для отдельных регионов, так и для всего мира, необходимы преобразования в сфере добычи полезных ископаемых и энергетики. Ведь до последнего времени для большинства проектов экономического развития Арктической зоны использовались нефтепродукты и уголь — как для транспортного, так и для энергетического обеспечения. Но уже сегодня современные требования по снижению экологических воздействий и рисков заставляют искать альтернативные решения, одним из которых является СПГ.

Стоит отметить, что необходимость активного формирования спроса на СПГ на внутреннем рынке была также особо подчёркнута Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на совещании при запуске первой линии завода «Ямал СПГ». При этом было отмечено, что применение СПГ может быть расширено, в том числе за счёт поставок в удалённые населённые пункты, не имеющие сетевого газа, а также за счёт перевода общественного транспорта на более чистое, экологичное газомоторное топливо.

В этой связи в 2017 году было опубликовано исследование «Перспективы и возможности использования СПГ для бункеровки в арктических регионах России» (А. Ю. Климентьев, А. Ю. Книжников, А. Ю. Григорьев, WWF) в поддержку инициативы замещения флотского мазута на альтернативный вид топлива для бункеровки — СПГ. Текущий отчёт 2018 года является продолжением предыдущего исследования и посвящён оценке возможности использования СПГ в качестве энергоносителя для обеспечения потребителей на побережье и островах арктических морей Российской Федерации, а также экологических последствий таких действий.

Основные потребители СПГ в Арктике


Географической зоной исследования является часть побережья Арктической зоны Российской Федерации, включающая прибрежную зону Северного морского пути и прилегающие к нему побережья Баренцева и Берингова морей, побережье Белого моря Архангельской области, архипелаг Новая Земля.

Важно отметить, что в работе не только была произведена оценка потенциала СПГ для использования в Арктике с помощью специальной методики и формулы, но и отдельно рассмотрены ключевые потребители СПГ в Арктике. Среди них как общие объекты (объекты тепло- и энергогенерации, населённые пункты, промышленные проекты, транспортные средства, использующие газ в качестве моторного топлива), так и частные случаи: например, приведено описание конкретных портов и дана их оценка в отношении развития СПГ.

Потенциал развития СПГ в арктическом регионе


В исследовании также проводится оценка потенциала развития СПГ в Арктике. Отмечается, что развитие проектов производства СПГ в основном происходит при сочетании двух факторов: расположение производства на побережье и достаточные возможности поставки газа для ожижения. Этим критериям удовлетворяет побережье Балтийского моря и побережья арктических морей. Так, планируется, что основной объём производства СПГ придётся на два проекта — «Ямал СПГ» (17,4 млн т) и «Арктик СПГ 2» (19,8 млн т с возможностью увеличения до 33 млн т). Крупнейшим балтийским проектом является проект «Балтийский СПГ» (10 млн т). Общий объём производства СПГ по проектам, с которых возможна поставка СПГ в Арктику, к 2030 году может достичь 70 млн т в год. При этом в работе представлен комплексный анализ отдельных заводов, станций и площадок по работе с СПГ.

Использование сжиженного природного газа выгоднее применения угля и дизельного топлива


Кроме этого, в работе приводится ряд технических решений, среди которых береговые системы хранения, плавучие хранилища газа, плавучие электростанции и т. д.

Авторы исследования приходят к выводу, что переход от поставок угля и дизельного топлива для тепло- и энергоснабжения потребителей в Арктике к использованию СПГ позволит снизить транспортные расходы и повысить надёжность энергообеспечения с одновременным снижением экологических воздействий и рисков по всей цепочке поставки. А развитие технологий, специфичных для каждого конкретного случая, позволит быстрее осуществить данный переход.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
1 ноября 2019
Перспективы использования газомоторного топлива в России
Необходимость экономического роста и развития приводит к необходимости диверсификации видов топлива и типов двигателей, используемых в автомобильном, морском и железнодорожном транспорте. По объему располагаемых запасов, зрелости технологии, влиянию на экологию, себестоимости для конечного потребителя газомоторное топливо (ГМТ) имеет ряд преимуществ перед водородным топливом и электрическими двигателями и может быть наиболее востребованным видом топлива для РФ на ближайшее десятилетие. Низкая стоимость ГМТ для конечного потребителя может быть основой экономического роста и развития, компенсируя растущий рост цен традиционных видов моторных топлив. Дополнительный положительный эффект от использования ГМТ заключается в его экологичности. Основные проблемы развития транспортных средств на газомоторном топливе связаны с неразвитой инфраструктурой газозаправочных станций, несовершенным нормативно-правовым регулированием, повышенной стоимостью двигательных установок. Развитие отрасли практически невозможно без государственных субсидий, приоритетно ориентированных на развитие инфраструктуры.
Исследования
24 сентября 2020
Арктические стратегии: энергетика, безопасность, экология и климат
Коллектив рабочей группы «Энергия Арктики» Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО представляет первый том серии исследований «Энергия Арктики», посвященный анализу арктических стратегий государств, заявляющих о своих интересах в регионе.