Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Сергей Михайлов: Рынок ждет рост конкуренции и развитие «нишевых» продуктов

Экспертное мнение
3 июня 2019
Сергей Михайлов: Рынок ждет рост конкуренции и развитие «нишевых» продуктов
Дата выхода
03.06.2019
Авторы
Михайлов Сергей
Продовольственная безопасность — одна из главных составляющих устойчивого развития. Обеспечить ее должно внедрение принципов Индустрии 4.0, регламентирование деятельности личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и общий тренд на здоровое питание, считает генеральный директор группы «Черкизово» Сергей Михайлов.

— Сейчас много говорят об инновации производства. Группа «Черкизово», единственная из стран России и СНГ, получила престижную награду SAP Innovation Awards 2019 за проект роботизированного завода по производству колбас в Кашире. Полностью автоматизированные производства — это будущее мясной промышленности? Или подобные проекты останутся единичными?

— Мы не ожидаем массового запуска подобных проектов в отрасли. Но каждый такой завод способен принципиально изменить расстановку сил на рынке. И мы очень горды тем, что стали единственной компанией на территории России и стран СНГ, кто получил премию SAP. Роботизированный завод под Каширой — действительно уникальное предприятие. В проект группа вложила около 7 млрд рублей; по нашим расчетам, он окупится за семь лет. По производительности труда завод под Каширой примерно в четыре раза превышает обычное производство. Также принципиальное значение имеет тот факт, что новый завод превосходит традиционное производство по показателям биобезопасности: внедрение принципов Индустрии 4.0 подразумевает кардинальное снижение влияния человеческого фактора. В этом году «Черкизово» планирует начать осуществление второй фазы проекта. «Кашира‑2» будет специализироваться на выпуске вареных колбасных изделий.

— Как обеспечивается контроль биобезопасности на предприятиях «Черкизово»?

— Все наши свиноводческие предприятия обладают четвертым, самым высоким компартментом (стандартами зообезопасности. — Прим. ред.). Это означает, что для защиты площадок сделано все возможное — используются самые со‑ временные методики, оборудование, лекарственные средства и биопрепараты. В птицеводстве компартментализации пока нет, Минсельхоз и Россельхознадзор разрабатывают стандарты в этой области. Но мы уже провели работы по подготовке к по‑ лучению четвертого компартмента для наших птицеводческих предприятий. Тем не менее, риски, связанные с АЧС и «птичьим гриппом», остаются критически высокими. Считаем, что в стране необходима разработка национальных программ борьбы с особо опасными заболеваниями, кураторами могли бы выступить федеральные ведомства — Минcельхоз и Россельхознадзор.

— Зачем понадобились нацио­нальные программы?

— В первую очередь необходимо перепрофилировать на другие виды деятельности ЛПХ (личные подсоб‑ные хозяйства — Прим. ред.), которые заняты разведением свиней и птицы и находятся вблизи крупных предприятий. Без этого любые меры защиты на уровне отдельных компаний могут оказаться недостаточными.

— Если раньше основные ин­вестиции группы «Черкизово» шли на развитие производства, то те­перь приоритетом становится пе­реработка. Планируете ли вы вы­водить на рынок новые товарные категории?

— Рынок мяса, как и любой другой, проходит через стадии жизненного цикла: рост, зрелость, упадок. По некоторым признакам — замедление темпов роста потребления, тренд на снижении реальных розничных цен — мы находимся в точке перехода от роста к зрелости. На новом этапе рынок ждет рост конкуренции и «коммодизация» продуктов, которые ранее считались нишевыми (например, куриной разделки). Ответ «Черкизово» — фокус на маржинальных продуктах (в их числе — маринованное мясо, готовые продукты для разогревания и употребления), а также развитие новых альтернативных каналов, прежде всего, HoReCa и HRI (hotels, restaurants, institutions). «Черкизово» уже является ведущим поставщиком всех крупнейших ресторанных сетей быстрого питания и планирует стать одним из крупнейших поставщиков в государственные структуры.


— Сегодня все более популяр­ным становится ЗОЖ. Учитывае­ те ли вы этот тренд?

— Конечно. Забота о своем здоровье, здоровом питании — тренд развития нашего общества, который мы всецело поддерживаем. Мы хотим участвовать в формировании правильного понимания, что значит вести здоровый образ жизни и как на‑ до питаться, чтобы быть здоровым и работоспособным членом общества. «Черкизово» является крупнейшим производителем мяса бройлеров, которое традиционно считается здоровым продуктом.

Кроме того, мы активно развиваем такое направление, как производство индейки, и по итогам 2019 года планируем выйти по объемам на второе место в России. Под брендом «Па‑ ва‑пава» мы предлагаем россиянам уникальную породу индейки, отличающуюся меньшим размером и пониженным содержанием жира. Потребление этого полезного мяса постепенно растет: сегодня на душу населения приходится примерно 2 кг индейки в год с перспективой роста до 4–6 кг. Не стоит забывать и о свинине. На первый взгляд, ЗОЖ и свинина плохо сочетаются, но, с нашей точки зрения, необходимо заниматься «реабилитацией» этого вида мяса. Все больше исследований показывают, что животные жиры необходимы для нормального функционирования организма. Поджарив сырой бекон, не сливайте вытопившийся жир: он стабильнее большинства растительных жиров и больше подходит для жарки, чем, например, подсолнечное масло. Наконец, свинина является прекрасным источником витаминов группы B, цинка, фосфора, магния, калия и других ценных микроэлементов.

— Ваша компания одной из пер­вых поддержала введение в Рос­сии адресной продуктовой помощи нуждающимся, подобно действу­ющей в Америке программе SNAP. Вы оценивали это благое начинание с точки зрения экономики?

— Сегодня в России около 19 млн человек (13% населения) имеют доходы ниже прожиточного минимума. Поэтому российский аналог SNAP потребует серьезных государственных расходов — порядка 100 млрд рублей. Но, как мы видим на примере США, это приведет к росту ВВП и созданию новых рабочих мест. Кроме того, программа помогла бы увеличить конкурентоспособность экспортеров продовольствия через рост производства (эффект масштаба) и сдержать расслоение общества по уровню доходов на душу населения.

— Идею раздавать продуктовые карточки Минпромторг продвигает еще с 2016 года. Что, на ваш взгляд, мешает реализовать этот проект?

— Можно предположить, что реализации проекта в России препятствует несколько одностороннее понимание целей программы. Бенефициарами являются не только необеспеченные слои населения и производители продовольствия, но и общество в целом. Приоритетные цели программы продовольственной помощи — стимулирование экономического роста и укрепление национальной безопасности.

— Если говорить о росте произ­водства, каковы приоритетные для вас регионы развития?

В основе стратегии группы «Черкизово» — высокие стандарты биобезопасности и фокус на маржинальных продуктах


— Продукция группы «Черкизово» продается по всей стране. Если выделять отдельные регионы, то одной из приоритетных целей является развитие дистрибуции на северо‑западе страны, прежде всего, в Санкт‑Петербурге и Ленобласти. Мы также планируем развивать дистрибуцию в Западной Сибири, и приобретение крупной птицефабрики «Алтайский бройлер» в этом регионе в 2018 году существенно облегчает выполнение задачи.Что касается экспорта, как очень позитивное событие оцениваем открытие рынка Китая для российских птицефабрик в начале этого года. Экспорт любимых китайцами позиций (лапок, крыльев) становится очень прибыльным, и наша компания планирует наращивать отгрузки. По нашим подсчетам, в этом году предприятия группы поставят в Китай 30 тысяч тонн продукции примерно на 60 млн долларов.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
14 февраля 2018
Опрос руководителей крупнейших компаний АТЭС. Мир в эпоху перемен

На протяжении восьми лет совместно с оргкомитетом по подготовке делового саммита АТЭС PwC проводит глобальный опрос лидеров бизнес-сообществ из 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Целью исследования является глубокий анализ важных вопросов, стоящих перед руководителями компаний.


Статьи
6 сентября 2018
Москва – Пожига – Москва

Московский экономист будет выращивать спаржу в Приморье, чтобы продавать ее в столице. Почему это выгодно?


Статьи
13 июня 2022
Винная карта России

Виноделие становится привлекательной отраслью для инвестиций. Это закономерно: вина в стране производят все больше, а качество его все выше.


Исследования
6 июня 2017
Доверяй, но проверяй. Новые вызовы и возможности на продовольственном рынке

Сегодня повышение доверия к российским продуктам питания становится первостепенной задачей, решение которой открывает огромные возможности для развития отрасли как в российском, так и в мировом масштабах.