Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Обзор нефтяной отрасли в РФ: в ожидании коррекции после рекордов 2018 года

Исследования
15 марта 2019
Обзор нефтяной отрасли в РФ: в ожидании коррекции после рекордов 2018 года
Источник
Дата выхода
14.03.2019
Открыть PDF

По мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», завершение налогового манёвра представляется нейтральным для компаний нефтедобывающей отрасли и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), получивших компенсации в виде обратного акциза на нефть. В рамках завершения налогового манёвра обратный акциз на нефть в точности дублирует ранее существовавшие для НПЗ выгоды от разницы в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты, а логистический коэффициент улучшает экономику удалённых от границ России НПЗ, наиболее остро нуждающихся в субсидировании. В 2019 году нефтедобывающие компании столкнутся с ростом налоговой нагрузки. Изменения в налогообложении могут оказывать существенное влияние на денежные потоки нефтедобывающих компаний и в особенности предприятий нефтепереработки.

Демпфирующий механизм, установленный с 2019 года для целей сдерживания цен на топливо и недопущения его дефицита, может привести к прямо противоположному эффекту. Для нефтедобывающих компаний (в том числе не имеющих перерабатывающих мощностей) действие демпфера может привести к снижению EBITDA на 3%. Риски, связанные с демпфирующим механизмом, могут быть нивелированы его отменой в 2020 году и установлением режима плавающего акциза на топливо, что зависит от того, будет ли найден компромисс между позициями Минэнерго и Минфина.

Авторы исследования делают выводы на основе построенных моделей типовой нефтедобывающей компании, НПЗ и вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК), находящихся в европейской части России. По прогнозам «Эксперт РА», падение EBITDA нефтедобывающих компаний может составить до 6% в 2019 году и до 1% в 2020 году на фоне снижения рублёвых цен на нефть и уровня добычи в рамках соглашения ОПЕК+. EBITDA НПЗ может скорректироваться сильнее, до 12% и 4% соответственно. Воздерживаясь от явного прогнозирования итогов действия демпфирующего механизма на топливном рынке, аналитики «Эксперт РА» отмечают, что он может оказать смешанное, малопредсказуемое влияние на сегмент нефтепереработки, что негативным образом отразится в первую очередь на кредитоспособности независимых НПЗ.

Что касается макроэкономических факторов, то по-прежнему на нефтяные котировки и состояние российского нефтяного рынка оказывает определяющее влияние действие ряда факторов как в части предложения нефти, так и в части спроса на рынках США и стран — участниц соглашения ОПЕК+. Несмотря на необходимость корректировок планов по росту добычи, следование соглашению ОПЕК+ аналитики «Эксперт РА» для российской нефтедобывающей отрасли в целом оценивают позитивно.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
10 сентября 2018
ТЭК России — 2017: статистический сборник

В исследовании Аналитического центра при Правительстве РФ приводятся статистика и анализ запасов, добычи, переработки, внутреннего потребления и экспорта нефти, природного газа, угля, нефтегазохимической продукции, электроэнергии, а также анализ инвестиционного климата в данных областях в России за последнее десятилетие.


Исследования
23 октября 2020
Первоначальный этап восстановления нефтяной промышленности завершен: что будет с фундаментальными показателями рынка и ценами дальше?
Оксфордский институт энергетических исследований подготовил прогноз на тему развития нефтяной индустрии и влияния ряда факторов, в частности пандемии COVID-19, на рынок нефти и цены на нефть.
Статьи
1 ноября 2019
Перспективы использования газомоторного топлива в России
Необходимость экономического роста и развития приводит к необходимости диверсификации видов топлива и типов двигателей, используемых в автомобильном, морском и железнодорожном транспорте. По объему располагаемых запасов, зрелости технологии, влиянию на экологию, себестоимости для конечного потребителя газомоторное топливо (ГМТ) имеет ряд преимуществ перед водородным топливом и электрическими двигателями и может быть наиболее востребованным видом топлива для РФ на ближайшее десятилетие. Низкая стоимость ГМТ для конечного потребителя может быть основой экономического роста и развития, компенсируя растущий рост цен традиционных видов моторных топлив. Дополнительный положительный эффект от использования ГМТ заключается в его экологичности. Основные проблемы развития транспортных средств на газомоторном топливе связаны с неразвитой инфраструктурой газозаправочных станций, несовершенным нормативно-правовым регулированием, повышенной стоимостью двигательных установок. Развитие отрасли практически невозможно без государственных субсидий, приоритетно ориентированных на развитие инфраструктуры.
Исследования
6 февраля 2018
Россия и мир: 2018

Доклад «Россия и мир: 2018» шестнадцатый в серии регулярных, ежегодных публикаций ИМЭМО РАН и Фонда Перспективных исследований и инициатив. Доклад состоит их двух частей, посвященных экономике (часть I) и внешней политике (часть II).