Invest in Russia — invest in Russian regions!
All analytics

EAEU’s Trade and Geopolitics in a Global Scenario in Transition

Research
14 December 2018

As an introduction, the authors of the report observe that in the last decade Eurasian Economic Union (EAEU) foreign trade performance has fluctuated. Trade increased annually at a moderate rate between 2007 and 2012, then reached its lowest level in 2016, but began to recover in 2017 when total trade volume climbed back up to approximately USD 741 bil., a 25% increase over 2016. The Intesa Sanpaolo experts name dynamics of energy prices and of the economies of the major trading partners, on the one hand, and the evolution of the cycle in the Eurasian region, on the other hand, as the main factors affecting EAEU import and export performance in the period. These were joined in 2014 by the effects of the progressive sanctions and counter-sanctions between Russia and Western countries. The inward stock of foreign direct investments (FDIs) in the Eurasian Economic Union countries has also fluctuated, reaching USD 31.5 bil. in 2017.


Besides the general changes in trade dynamics, EAEU countries have experienced significant changes in terms of sectors and geographical breakdown. While the share of EU countries in EAEU turnover has dropped, China’s portion has noticeably increased and continues to grow. Generally, the Intesa Sanpaolo experts highlight the reorientation of EAEU external trade policy towards China as the main trend. At sectoral level, there were changes as well: for example, with regard to Russian trade (which, on its own, covers approximately 80% of EAEU country trading globally), total machinery purchased in EU countries dropped from 42% in 2012 to just over 33% in 2017. The portion of Russian fuel covered by the EU dropped to less than 45% in 2017, compared to almost 54% in 2012. In this context, as the authors of the report note, the direct impact of the USA’s tariffs on steel and aluminum on the region’s exports as a whole is limited. However, potentially significant repercussions are expected at sectoral level.

Besides the economic aspect, the geopolitical relationships between the major players take on particular significance in terms of possible future outcomes in a global scenario in transition. The geopolitical activities of the EAEU move in two directions. The first is devoted to the process of economic integration among member countries, with the aim of establishing an area of free exchange of goods, services and capital, and freedom of movement of persons; the second is addressed to cooperation with external partners, in particular with the countries of Europe (primarily the EU) and Asia (China and Central Asian countries but also the Middle East and South-East Asia), through trade agreements, infrastructure projects and improvements in security.

Insofar as the trade and investment relations of Italy with EAEU countries, trade volumes began to climb again in 2017, reaching EUR 23 bil. The recovery in energy prices and the positive economic situation in Italy and EAEU countries were the main drivers of growth. Currently, Italian imports mainly consist of mineral products, especially energy and refined petroleum products, followed by metals. Exports consist of machinery, followed by textiles, chemical products, metals, and transport equipment.


Anlytics on the topic

All analytics
Research
3 December 2019
Sino-Russian Cooperation: Finding Ways to Each Other

In a joint report, two leading credit rating agencies from China and Russia, China Chengxin International Credit Rating Co, Ltd (CCXI) and Expert RA, analyze the current state of economic cooperation between the two countries.

Analytical digest
6 September 2022
Trade Relations Between Russia and China: Potential for Growth

The Research Center ITI has prepared an analytical digest titled «Trade Relations Between Russia and China: Potential for Growth» where it studies the importance of Russia as a trade partner for China in main export categories, trends in China’s demand for imports, and regional and transportation aspects of trade. The study was done as part of ITI’s expert analytics partnership with the Roscongress Foundation.

Research
4 September 2022
Foreign Businesses Landscape in the New Economic Conditions

In this report the Center for Strategic Research (CSR) assesses the activities of foreign companies operating in Russia and the role they play in the labor market in the current context of geopolitical instability and sanctions.

Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Торговля и геополитика ЕАЭС в переходном глобальном контексте

Исследования
14 декабря 2018

Авторы доклада отмечают, что за последнее десятилетие внешняя торговля Евразийского экономического союза (ЕАЭС) показывала переменную тенденцию. В период с 2007 по 2012 годы товарооборот показывал устойчивый среднегодовой рост, в 2016 году упал до своего минимума и уже в 2017 году вырос на 25% по сравнению с показателем предыдущего года до отметки в 741 млрд. дол. США. В числе основных факторов, повлиявших на тренды экспорта и импорта ЕАЭС, группа «Intesa Sanpaolo» называет колебание цен на энергоносители, изменение географии основных торговых партнеров, эволюцию цикла в евразийском регионе, а с 2014 года также — последствия постепенного ужесточения санкций и режима противодействия санкциям между западными странами и Россией. Потоки же прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны ЕАЭС также показывали разнонаправленную динамику и в 2017 году остановились на отметке в 31,5 млрд. дол. США.


Наряду с резкими изменениями в общей динамике торговли стран ЕАЭС, фиксируются значительные изменения во внешней торговле в географическом и отраслевом срезах. Одновременно со снижением доли стран ЕС в общем объеме торгового оборота ЕАЭС заметно выросла и продолжает расти доля Китая. Переориентация внешней торговой политики ЕАЭС на развитие отношений с Китаем — основной тренд, обозначенный экспертами группы «Intesa Sanpaolo» в докладе. На отраслевом уровне также происходили изменения: например, импорт машин из ЕС в РФ (на которую приходится около 80% внешней торговли стран ЕАЭС) упал до 42% от общего импорта машин в РФ в 2012 году до чуть более 33% в 2017 году, а экспорта углеводородов в страны ЕС упал ниже 45% от общего экспорта углеводородов РФ в 2017 году, по сравнению с почти 54% в 2012 году. Авторы доклада отмечают введенные, в стальной и алюминиевой отраслях, импортные пошлины США, влияние которых представляется несущественным в масштабах общего экспорта ЕАЭС, но значительным в рамках соответствующих отраслей.

В международном контексте переходного периода помимо экономического измерения особое значение для конфигурации возможных будущих результатов имеет развитие геополитических отношений. Геополитика ЕАЭС проводится по двум основным направлениям: а) экономическая интеграции между странами-членами ЕАЭС, создание зоны свободной торговли товарами, услугами и капиталом и свободы передвижения людей и б) сотрудничество с внешними партнерами, в частности со странами Европы (прежде всего ЕС) и Азии (Китая, стран Центральной Азии, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии) посредством коммерческих соглашений, инфраструктурных проектов и укрепления безопасности.

Что касается Италии, то объем торговли ЕАЭС с этой страной в 2017 году снова показал рост, когда он достиг отметки в 23 млрд. евро. Основными движущими факторами усиления торговой активности стали рост цен на энергоносители и позитивная тенденция экономической ситуации в Италии и в регионе ЕАЭС. В настоящее время Италия импортирует их стран ЕАЭС преимущественно энергоносители и металлы, а экспортирует машины, текстиль, химикаты, металлы и транспортные средства.



Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
22 октября 2019
Россия — Африка: долгосрочное торгово-экономическое партнёрство

Доклад, опубликованный Фондом Росконгресс совместно с Исследовательским центром Международная торговля и интеграция (ITI) специально к первому Экономическому форуму «Россия — Африка», позволяет получить представление о положении Африки в мировой экономике, а также о развитии российско-африканских торговых отношений.


Аналитические дайджесты
1 июля 2017
Экономика Дальнего Востока (июнь 2017)

Официальный бюллетень Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока за июнь 2017 г.

Исследования
12 сентября 2019
Напряжённость в мировой торговле может перерасти в экономический спад к концу 2019 года

АКРА предлагает уточнённый прогноз развития российской экономики до 2023 года и его альтернативные сценарии в свете роста напряжённости в мировой торговле, а также анализирует факторы догоняющего экономического роста в странах со средним доходом на душу населения (в том числе в России).


Статьи
3 июня 2019
На правильных рельсах

Азиатская фабрика товаров ищет новые возможности для связи с Европой. Открывая новые и расширяя существующие транспортные коридоры, Россия играет все более важную роль на Евразийском экономическом пространстве. К Петербургскому международному экономическому форуму страна подходит с новой Стратегией пространственного развития, предполагающей прогресс скоростных коммуникаций и увеличение пропускной способности многих важнейших магистралей.