Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Реформа обращения с отходами: сможет ли Россия осуществить переход к экономике замкнутого цикла?

Экспертное мнение
27 декабря 2022

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2022 «Экономика замкнутого цикла и экология»

Автор: Дрегуло Андрей Михайлович,

доктор географических наук, доцент кафедры инженерной химии и промышленной экологии Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Государственная реформа по обращению с отходами, инициированная в Российской Федерации с 01.01.2019 года, запустила процесс трансформации всей отрасли, связанной с отходами. Одним из ключевых элементов реформы стало создание «Региональных экологических операторов», на «плечи» которых легло формирование новой системы обращения с отходами [1]. По данным Росстата с начала реформы в период с 2019-2020 гг., по сравнению с годом ранее, объемы образования отходов значительно уменьшились (Рисунок 1).

Рисунок 1. Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации (составлено автором по данным Росстата РФ) [2]

Анализ тарифов по 20 регионам РФ показал, что нормы образования твердых коммунальных отходов (ТКО) на 1 человека проживающего в жилом многоквартирном доме и тарифы утилизацию различаются более чем в 2 раза [3]. В 2020 году Счетной Палатой РФ отмечалось, что «тарифный диапазон на услуги региональных операторов в 2019 году составлял от 244 до 1 411 рублей за один кубометр. Следствием стала низкая собираемость — 79 % в 2019 году и 76 % в первом полугодии 2020 года. В результате на 1 июля 2020 года отмечен риск, что 22 региональных оператора, обслуживающих 15,1 млн человек в 19 субъектах Российской Федерации, могут прекратить свои услуги» [4]. Другой стороной проблемы является реализация продукции на основе вторичного сырья. В условиях рыночной экономики, смогут ли потребители отказаться от привычной продукции и ориентироваться на продукцию из вторсырья, например, строительные материалы, удобрения/грунты полученных на основе сельскохозяйственных отходов и отходов агропромышленного комплекса и т.д. Сегодня в РФ реализуются пилотные проекты экотехнопарков в Московской, Липецкой, Волгоградской (сжигание отходов) и действуют только четыре кластера по переработке отходов (Таблица 1).

Таблица 1 — Кластеры, специализирующиеся на обработке отходов в регионах РФ [5]

Наименование кластера Субъект РФ Ключевая специализация Год создания Уровень развития Статус
Территориально-отраслевой кластер АГРОПОЛИС «АЛЬКИАГРОБИОПРОМ» Республика Татарстан (Татарстан) Защита окружающей среды и переработка отходов 2014 Средний Включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров
Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства
Комплексная переработка угля и техногенных отходов Кемеровская область Защита окружающей среды и переработка отходов 2012 Средний Включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров
Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства
Кластер водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург Защита окружающей среды и переработка отходов 2015 Начальный без статуса
Санкт-Петербургский Кластер чистых технологий для городской среды Санкт-Петербург Защита окружающей среды и переработка отходов 2014 Высокий Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства

При существующих механизмах отбора инвестиционных проектов, одним из ключевых условий является доля импортозамещения оборудования для утилизации ТКО. Этот показатель на 1 квартал 2022 года достигает от 65 до 100%. При этом отмечается низкий уровень подготовленности региональных властей в ряде субъектов РФ для реализации реформы: фактическое отсутствие территорий для строительства инфраструктуры, отсутствие проектной документации и соответственно экологической экспертизы проектов.

Одним из перспективных направлений в реализации циклической экономики отходов стало создание в рамках национального проекта «Экология» цифровой платформы федеральной государственной информационной системы учета отходов I-II класса опасности. Курирует проект Федеральный экологический оператор (ФЭО) входящий в структуру Государственной корпорации Росатом. Несомненно, что цифровая платформа является перспективой и для РЭО в части маркировки, логистики, утилизации отходов, как поступающих на переработку для получения вторичного сырья, так и для захоронения оставшихся фракций отходов не подлежащих переработке.

Отметим, что реализация Реформы явилась дополнительной финансовой нагрузкой для бизнеса, вследствие введения «расширенной ответственности предпринимателя» (РОП) [6]. Экономика замкнутого цикла все более просматривается как утилизация или запрет захоронение на тару и упаковку от продукции (в основном пластик). Однако это только часть отходов, которая должна и могла бы быть переработана во вторичный ресурс. Практика введения РОП в РФ обсуждается более 7 лет, однако только в конце 2020 года была сформирована Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров [7]. Для совершенствования «института РОП» в Концепции предлагается реализовать 17 основных направлений концепции путем распределения ролей в цепочке участников РОП, что позволило бы достичь 100% утилизации упаковки к 2022 году. Функционирование РОП в стране значительно отстает от намеченного графика, обозначились основные проблемы и возможные пути их решений (Рисунок 2).

Рисунок 2. Основные проблемы и пути решения развития РОП в РФ (составлено автором)

Самая трудно решаемая проблема РОП в ближайшей перспективе — это низкая доля утилизации вторичного сырья. Получить вторичное сырье построив инфраструктуру возможно за несколько лет. Главный вопрос — как реализовывать это вторичное сырье? Кто потребитель? В мире развивается индустрия биоразлагаемых пластиков на основе полигидроксиалканоата (ПГА) полученного из пищевых отходов [8] и отходов сельского хозяйства [9]. Ожидается, что к 2031 году рынок индустрия ПГА достигнет 440 млн долларов США [10]. В РФ лицензию на производство ПГА получила государственная компания Сибур-ГК (ранее ТАИФ) в Республике Татарстан [11].

Заключение. Стартовавшая в 2019 году государственная реформа по обращению с отходами будет связана с экономикой замкнутого цикла. Решить эти программы могут только крупные государственные компании, в том числе на условиях ГЧП, что откроет дополнительные перспективы для создания условий формирования экономики замкнутого цикла, в части:
• тарифной политики в области утилизации ТКО, формирующей у населения обратную реакцию на «позитивные» цели реформы по обращению с отходами;
• дифференциации бюджетной обеспеченности и роста консолидированных бюджетов регионов, и как следствие низких темпов реализации реформы;
• создания условий для привлечения бизнеса к проведению реформе в рамках ГЧП.

Список использованных источников

1. Указ Президента РФ от 14 января 2019 г. N 8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» URL: https://base.garant.ru/72146514/
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Охрана окружающей среды. URL:https://rosstat.gov.ru/folder/11194
3. Dregulo A.M., Khodachek A.M. Waste Management Reform In Regions Of The Russian Federation: Implementation Issues On The Way To Sustainable Development. GEOGRAPHY, ENVIRONMENT, SUSTAINABILITY. 2022;15(1):6-13. https://doi.org/10.24057/2071-9388-2021-078
4. Бюллетень Счетной палаты № 9 (274) 2020 г. URL:https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-9-274-2020-g
5. Каталог кластеров России URL:https://map.cluster.hse.ru/about
6. Дрегуло, А. М., Ходачек А.М. Международный и российский опыт в сфере обращения с отходами тары и упаковки // Инновации. 2021. № 2(268). С. 16-23. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2021.268.2.003
7. Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров. (2020) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации URL:https://news.solidwaste.ru/wp-content/uploads/2019/10/Kontseptsiya-sovershentstvovaniya-instituta-RO...
8. Colombo, B., Favini, F., Scaglia, B. et al. Enhanced polyhydroxyalkanoate (PHA) production from the organic fraction of municipal solid waste by using mixed microbial culture. Biotechnol Biofuels 10, 201 (2017). https://doi.org/10.1186/s13068-017-0888-8
9. Wang, J., Liu, S., Huang, J., & Qu, Z. (2021). A review on polyhydroxyalkanoate production from agricultural waste Biomass: Development, Advances, circular Approach, and challenges. Bioresource Technology, 342, 126008. https://doi.org/10.1016/j.biortech.2021.126008
10. Polyhydroxyalkanoate Market (Type: Short Chain Length and Medium Chain Length; and End-use: Packaging, Paints & Coatings, Medical [Stents, Surgical Sutures, and Drug Delivery Devices], Agriculture, Textile, and Others [Chemical, Automotive, Consumer Goods, Building & Construction, and Electrical & Electronics]) — Global Industry Analysis, Size, Share, Growth, Trends, and Forecast, 2021-2031 URL:https://www.transparencymarketresearch.com/polyhydroxyalkanoate-market.html
11. PHA: A biopolymer whose time has finally come https://cen.acs.org/business/biobased-chemicals/PHA-biopolymer-whose-time-finally/97/i35

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
18 сентября 2020
Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы

«Эксперт РА» публикует обзор «Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы». В материале рассматриваются такие аспекты, как задачи нацпроектов в условиях кризиса, вызванного пандемией, а также вклад нацпроектов в компенсацию экономического спада.

Исследования
13 февраля 2019
Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты

Доклад содержит наглядное представление основных целевых показателей и ожидаемые результаты в рамках национальных проектов по 12 направлениям стратегического развития, а также Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.


Исследования
5 сентября 2017
Инвестиции в инфраструктуру. Азия

Аналитический обзор «Инвестиции в инфраструктуру. Азия». Специально для форума ВЭФ 2017

Исследования
17 января 2018
Отчет по глобальным рискам 2018

Каждый год при подготовке Отчета по глобальным рискам осуществляется взаимодействие с экспертами и руководящими лицами по всему миру для определения и анализа наиболее существенных рисков, с которыми предстоит столкнуться человечеству.