Московский экономист будет выращивать спаржу в Приморье, чтобы продавать ее в столице. Почему это выгодно?
Идея для бизнеса возникла у Никиты Коврижина после поездки в США четыре года назад. Там московский экономист с дальневосточными корнями (родом он из Амурской области, длительное время ранее проживал в Приморье) попробовал спаржу. В Америке она продавалась на каждом углу и пользовалась стабильно большим спросом. Однако, вернувшись в Россию, Никита обнаружил ее только в нескольких крупных сетях по баснословным ценам 1400 рублей за килограмм. А вскоре было объявлено о программе «Дальневосточный гектар». «Идея воспользоваться предоставленным государством шансом возникла одномоментно с началом широкого освещения программы в СМИ», вспоминает гектарщик.
С 1 июня 2016 года в России заработала программа Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке «Дальневосточный гектар», позволяющая бесплатно получить в регионе земельный участок площадью до 1 га. За два с небольшим года этим правом решили воспользоваться 120 тыс. человек из самых разных регионов страны. Распорядиться землей они планируют тоже по-разному...
Вместе с женой он оформил 3 га на членов семьи в селе Пожига, примерно в 300 км от Владивостока и в 120 км от районного центра с аэропортом местного назначения. Критериев в пользу именно этого выбора было три. Во-первых, экспертиза показала, что состав почвы качественно превышает параметры, необходимые для выращивания спаржи. Во-вторых, участок находится в пойме реки Малиновки и полностью окружен притоком свежей чистой воды, при этом территория находится на достаточной возвышенности спаржа это любит. То, что попасть в свои земельные угодья хозяин может только в резиновых сапогах, перейдя протоку вброд, его не смущает. Наконец, относительно недалеко, в двух часах езды, живут его родители, которые присматривают за участком и за нанятым работником из соседнего села. Тот занимается прополкой и, в свою очередь, следит за общим состоянием посадок. На время заготовительного сезона планируется привлечь еще семь работников. Сам владелец гектара посещает Дальний Восток наездами, суммарно проводя там около трех месяцев в году в сезон ухода за культурой.
Будучи экономистом, Никита все просчитал. По его словам, определенные сорта спаржи «мэри вашингтон» и «урожайная» не требуют специфического ухода и отлично растут в резко континентальном климате Дальнереченского района. Зимы здесь обильно-снежные, а лето теплое температуры колеблются от −30 до +30 градусов Цельсия. «Главное условие наличие достаточного количества воды и прополка», напоминает Коврижин.
Вместе с тем срок сбора урожая спаржи достигает трех лет. «При 100%- ной посадке спаржи получалась яма в три года, которые требуются культуре для созревания после жизненного цикла предыдущей партии», объясняет бизнесмен. Чтобы избежать этого, из трех гектаров он засеял спаржей только один. Остальная территория используется для выращивания зерновых культур, таких как ячмень и кукуруза. В дальнейшем они послужат фуражом для скота уже есть договоренность с одной сельскохозяйственной организацией района. При этом, по словам Коврижина, планируется постепенное «заселение» гектаров спаржей.
Ориентировочный объем инвестиций в проект составляет 5 млн рублей. В частности, понадобилось привлекать тяжелую технику, чтобы установить дополнительные барьеры для предупреждения затоплений участка при паводках. Коврижин использует исключительно личные накопления. Привлечение кредитных средств не планируется, поскольку это повлекло бы удорожание себестоимости продукции, а главная задача сделать ее доступной и при этом без потери качества.
По расчетам Коврижина, спаржа из Пожиги, даже с учетом логистики, не будет стоить дороже 800 рублей. «Это усредненная цена на полке магазина, как я ее вижу. Она складывается из элементарного отсутствия необходимости больших инвестиций. Кроме того, учитывая курс, цена рабочей силы в сельской местности в России практически такая же, как в том же Китае», рассказывает бизнесмен.
А вот качество будет выше по сравнению с азиатской спаржей, которая в основном продается в Москве, обещает Коврижин. «Вкусовые качества культуры обсуждать бессмысленно, так как вкус дело персональное. Но при ее выращивании мы не используем химические добавки для ускорения созревания и увеличения объема урожая. Это не требуется, так как посадки произведены на бывшем поле, которое отдыхало более пяти лет», объясняет Коврижин.
Надеется он и на имиджевую составляющую: «Например, вы купите китайскую одежду или за эти же деньги российскую? Скорее всего, второй вариант». Хотя первый урожай спаржи ожидается только в 2020 году, одна из столичных сетей, специализирующаяся на продаже овощей и фруктов, уже готова продавать приморскую спаржу.
Источник: Официальный журнал ВЭФ2018