Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Переход к чистым нулевым выбросам

Исследования
31 января 2022

Доклад McKinsey Global Institute анализирует основные пути достижения глобальной углеродной нейтральности к 2050 году с точки зрения финансовых, управленческих, макроэкономических, технологических и прочих аспектов энергоперехода.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Достижение углеродной нейтральности потребует колоссальных ресурсов всего мирового сообщества.

Суммарный объем капитальных инвестиций в энергетику и землепользование, требуемых для достижения углеродной нейтральности к 2050 году, составляет 275 трлн. долл. США за ближайшие 30 лет или 9,2 трлн. долл. США ежегодно, что на 3,5 трлн. долл. США больше текущего уровня. Еще 1 трлн. долл. США необходимо перенаправить из отраслей/проектов с высокими удельными выбросами парниковых газов, в отрасли/проекты с низкими удельными выбросами.


Но валовой объем инвестиций, сам по себе, не решит всех проблем. Более 180 млн рабочих мест будут ликвидированы в процессе энергоперехода, существенные изменения произойдут в отраслях, генерирующих пятую часть глобального ВВП в настоящий момент, значительные колебания будут неизбежны на всех энергетических рынках, включая стоимость конечного потребления энергии домохозяйствами.

Видео: roscongress.org/sessions/spief-2021-budushchee-energetiki-energoperekhod/search/#00:09:39.815

Россия находится в группе стран с наибольшими рисками глобального энергоперехода.

Последствия энергоперехода будут ощутимы во всех уголках нашей планеты, однако достаточно дифференцированно. В отчете отмечается, что наибольший вызов энергопереход представляет для стран с высокой долей в экономике отраслей с высокими удельными выбросами парниковых газов, с устаревшей и изношенной инфраструктурой, с ограничениями в доступе к инвестиционным ресурсам, с наиболее подверженными климатическим изменениям экосистемами. Россия в той или иной степени подходит под все эти параметры.


Видео: roscongress.org/sessions/zelenyy-rost-i-ekonomika-izmeneniya-klimata/search/#00:20:55.935

Риски и затраты могут быть ещё выше при условии нескоординированных и несинхронных усилий.

Экономические и социальные издержки отложенного или резкого перехода повысят риски потери активов, рабочих мест и роста сопротивления, которые задержат энергопереход. Даже при относительно постепенном переходе, если снижение доли экономической активности с высоким уровнем выбросов не будет тщательно контролироваться и координироваться параллельно с наращиванием экономической активности с низким уровнем выбросов, предложение не сможет в достаточной степени удовлетворить спрос, что приведет к дефициту и росту цен или волатильности на энергетических рынках. Поэтому многое зависит от того, как будет организован энергопереход.

Правительства и многосторонние организации могут использовать существующие и новые политические, нормативные и фискальные инструменты для создания стимулов, поддержки уязвимых заинтересованных сторон и поощрения коллективных действий. Темпы и масштабы необходимого энергоперехода означают, что многие из сегодняшних институтов необходимо будет реконструировать и создать новые для распространения передового опыта, установления стандартов и механизмов отслеживания, масштабного развертывания капитала, управления неравномерным воздействием и поддержки дальнейшей координации усилий.

Видео: roscongress.org/sessions/spief-2021-budushchee-energetiki-energoperekhod/search/#00:16:10.815

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Изменение климата, Управление инвестициями, Возобновляемые источники энергии и Зеленые технологии, посвященных возможным ответам на глобальный климатический вызов.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
8 февраля 2019
Новая экономика пластмасс: переосмысление будущего пластика и активизация действий

В докладе Фонда Эллен Макартур предлагается современный системный подход к фундаментальному переосмыслению использования пластиковой упаковки и пластмасс в целом в рамках модели экономики замкнутого цикла, а также определяется план действий для повышения эффективности мировой индустрии пластмасс.


Исследования
6 апреля 2022
Нефтегазохимия в России: возможности для роста

В докладе Фонда «Центр стратегических разработок» анализируется мировой и российский рынок нефтегазохимии, риски и перспективы их развития, а также меры поддержки отрасли.

Исследования
30 августа 2021
Review Экология

В сборнике статей, подготовленном BCG, собраны материалы на тему окружающей среды, проблем изменения климата, возможных способов их решения, а также других вопросов экологии.


Исследования
26 сентября 2019
Структурные облигации: критерии для розницы
Стимулом для размещений структурных облигаций по российскому праву может стать введение критериев для допуска неквалифицированных инвесторов. В октябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 75-ФЗ, установивший возможность выпуска структурных облигаций на российском рынке. Новация инструмента заключается в том, что при определенных обстоятельствах, указанных в эмиссионных документах, облигация может предусматривать размер выплат инвесторам ниже номинала. К этим обстоятельствам законодатель относит широкий перечень триггеров: изменения стоимости товаров, ценных бумаг, курса валюты, процентных ставок, показателей официальной статистики, уровня инфляции и так далее. В том числе в состав обстоятельств, определяющих размер выплат, вошло неисполнение обязательств юридическими лицами, а также государством или муниципальными образованиями (контрольными лицами), что создало основу для выпуска российских CLN (credit-linked notes).

До настоящего момента не были произведены размещения структурных облигаций по новому законодательству. Структурные продукты были доступны российским инвесторам и ранее, в том числе через иностранные юрисдикции. При этом понятие «структурные инструменты» шире, чем термин «структурные облигации». Помимо инструментов, не гарантирующих выплату номинала, структурные продукты включают в себя также инструменты с защитой капитала (так называемые инвестиционные облигации). По этим облигациям эмитент берет на себя обязательство возвратить номинал долга при погашении, выплате минимального купона по фиксированной ставке и дополнительного дохода, зависящего, например, от динамики цен на какие-либо активы. Типичным примером такого продукта может быть депозит или облигация эмитента с суверенным уровнем рейтинга, дополненные покупкой опциона на какой-либо актив. Наличие структурной компоненты в виде опциона позволяет получить более высокий доход, а процентный доход по долговому инструменту обеспечивает возврат номинала.

По состоянию на 30.06.2019 в обращении находится 168 выпусков структурных продуктов, включая инструменты с защитой капитала, размещенные российскими участниками, на общую сумму около 2,15 млрд долларов в эквиваленте. Среди них 109 рублевых выпусков на сумму 90,366 млн, 52 долларовых выпуска на сумму 654,7 млн и 7 выпусков в евро на сумму, эквивалентную 71,6 млн долларов.