КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Развитие связи и улучшение экологии необходимы для регионов Арктики
«Арктика концентрирует на себе интересы ведущих государств, причем не только арктических. <...> Сейчас крайне важно задать правильный темп и перевести риторику и дух международной кооперации, сотрудничества по развитию Арктики в максимально конструктивное русло», Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Российские приоритеты весьма амбициозны. <...> Когда я был председателем совета, мы пытались отдать приоритет людям... Общины, общества, живущие в Арктике, они насчитывают четыре миллиона человек, сталкиваются с проблемами, мы должны найти им решение. Работаем над развитием связи, проведением интернета, обеспечением быстрой связи. Мегафон в России и другие международные компании работают над весьма амбициозным планом, они планируют уложить кабель по Северному морскому пути», Хейдар Гудйонссон, генеральный директор Sýn hf. (Vodafone) / Ursus Investments.
«Необходимость экономического развития Арктического региона очевидна для всех членов Арктического экономического совета. Четыре миллиона человек это население российской части Арктики, всего в Арктике живет 12 млн жителей. Необходимо особенно уделять внимание экологической безопасности, учитывая, что изменения в Арктике влияют на мировой климат», Кирилл Комаров, первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
«Наши приоритеты совпадают с российскими. Есть много где можно улучшить положение дел. Пример по всей Арктике проблемы со связью», Мадс Фредериксен, директор секретариата, Арктический экономический совет.
«Связь сейчас нужна везде, это как воздух, вода, без нее нет развития совсем. Связь это единственная отрасль, которая растет двузначными, трехзначными темпами. Важно обеспечить покрытие удаленных населенных пунктов, чтобы люди могли развиваться в ногу со временем. Огромнейший пласт цифровизации стоит на пороге. Без обеспечения магистральных каналов и каналов широкоформатного доступа не получится организовать полноценную цифровизацию региона и вести эффективный бизнес», Александр Соболев, директор по стратегии и развитию бизнеса, ПАО «МегаФон».
«Хотели бы видеть АЭС в качестве центра международного арктического экономического сотрудничества, генерирующим многоплановое сотрудничество экономических операторов, бизнес-сообществ, институтов экономического развития, дающих импульс для развития малого и среднего бизнеса, поддержки коренных народов. Очевидная задача поддержки традиционной деятельности коренных народов стоит на повестке дня», Николай Корчунов, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета, посол по особым поручениям МИД России.
ПРОБЛЕМЫ
Отсутствие стабильности мирового климата и бизнес-протоколов
«Нам не все равно, какие требования будут предъявляться гражданским судам, тем более что работа, которая предстоит, касается не только ледокольного флота, но и обустройства Севморпути с точки зрения безопасности. Имею в виду, что вечная мерзлота пропадает, а нам нужно быть уверенным, что эта инфраструктура и спасения, и обслуживания, и медицины, и пограничников будет работать эффективно», Алексей Рахманов, председатель правления, генеральный директор, АО «Объединенная судостроительная корпорация».
«Любые значительные изменения, происходящие за полярным кругом, отражаются на качестве и условиях жизни на всей планете. Во время председательства в Арктическом совете Российская Федерация будет уделять особое внимание вопросу защиты окружающей среды», Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
«Я вынужден признать, что мы не достигли успехов с арктическим инвестиционным протоколом. У нас были проблемы с механизмом корпоративной социальной ответственности. Нам необходимо позаботиться, чтобы компании действовали ответственно и аккуратно. Необходимо вести бизнес по-арктически», Хейдар Гудйонссон, генеральный директор Sýn hf. (Vodafone) / Ursus Investments.
РЕШЕНИЯ
Развитие логистических коридоров
«С каждым годом повышается востребованность Северного морского пути. Со времени нашего прошлого председательства в 2006 году грузопоток по данному транспортному коридору увеличился в 16 раз и по итогам 2020 года составил 33 млн тонн. Российская Федерация будет делать все, чтобы использование Северного морского пути было удобным, безопасным и в силу более короткого маршрута привело к сокращению выбросов в окружающую среду», Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
«Мы определили для себя свои приоритеты на период председательства России в Арктическом экономическом совете. Первый это развитие судоходства в Арктике... Вопрос развития морской транспортировки объединяет многих участников, российских Росатом, Объединенная судостроительная корпорация, и иностранных участников, которые являются судовладельцами, обслуживают добычу полезных ископаемых... Поэтому в вопросе судоходства требуется большая степень координации, улучшения, внедрение самых последних технических достижений», Евгений Амбросов, заместитель председателя правления, директор по морским операциям, судоходству и логистике, ПАО «НОВАТЭК» (председатель Арктического экономического совета).
«Судоходство это кровеносная система мировой экономики, залог развития, прогресса. Недавние события (танкер, севший на мель в Суэцком канале) показали, что одним неловким движением можно остановить всю мировую торговлю, сформировать многомиллиардные убытки, поставить даже под угрозу чьи-то жизни из-за перебоев в критически важных поставках. Мы считаем, что северный морской транспортный коридор дает мировой торговле стабильную и климатически позитивную альтернативу с весомыми преимуществами, главный из которых этот путь короче, и значит, будет давать меньше выбросов парниковых газов, он безопаснее, здесь нет транзитных платежей... Мы разработали план развития инфраструктуры СМП до 2035 года, подготовлен с учетом всех сторон, включая ученых и экологов. План подразумевает поэтапное развитие в три этапа», Кирилл Комаров, первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
Создавать привлекательные условия для бизнеса
«В 2020 году Арктическая зона России стала крупнейшей в мире преференциальной территорией, где любой, готовый вложить в экономику региона от одного миллиона рублей, может получить инфраструктурную поддержку, преференции, льготы», Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
«Подведомственная государственная организация, Восточный центр государственного планирования, так называемый Востокгосплан, уже почти год в кооперации с организациями создает цифровую модель экономики Севера, которая должна позволить и Российской Федерации более эффективно хозяйствовать в Арктике, и международному сообществу показать все взаимосвязи, используя современные технологии, чтобы достичь поставленные цели перед развитием Севморпути, перед развитием Арктики», Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Мы намерены продолжить развитие и реализацию Арктического инвестиционного протокола. Наряду с развитием зеленой экономики общие области интересов включают наращивание экономического потенциала, управление рисками, внедрение новейших технологий не только в судоходстве, но и в авиации, железнодорожном транспорте, а также в туризме, строительстве, горнодобывающей промышленности», Евгений Амбросов, заместитель председателя правления, директор по морским операциям, судоходству и логистике, ПАО «НОВАТЭК» (председатель Арктического экономического совета).
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org